Как говорят специалисты Американской психологической ассоциации, войны происходят по всему миру, а влияют на детей в их собственных домах. Мы изучили несколько исследований и собрали факты о том, как вооруженные конфликты влияют на психику, развитие и состояние детей.
По данным агентств по оказанию помощи пострадавшим, от 85 до 95 процентов жертв современных военных конфликтов — это гражданские лица. Половина из них — дети.
На войне дети теряют как базовые элементы благополучия — дома, школы, больницы, — так и витальные психологические основы счастливого роста и развития — родителей, ощущение безопасности, комфортной для познания мира среды.
Дети, которые были свидетелями насилия во время военного конфликта (или пострадали от него сами), со временем начинают воспринимать его как норму жизни. Особенно если война застала их в возрасте, когда развитие идет максимально быстрыми темпами (то есть в раннем детстве).
Наблюдение насилия приводит к его воспроизведению. Дети, которые видят его постоянно, затем используют этот опыт в мирной жизни. «Насилие становится для них инструментом, с помощью которого они будут воспитывать своих детей и решать проблемы с партнером», — говорит Майк Весселс, профессор психологии колледжа Рэндольф-Мейкон с большим опытом работы в зонах боевых действий.
Дети, которые живут в зоне боевых действий, перестают верить в лучшее, в то, что у них может быть будущее.
По словам профессора, который работает в том числе и в лагерях беженцев, дети растут с ощущением, что они потеряли все — и больше не могут ничего сделать. У других же может сформироваться циничное отношение к миру взрослых — они начинают думать, что те не способны заботиться ни о себе, ни о своих детях.
Война влияет на детей разрушительнее, чем на взрослых, поскольку у вторых уже есть опыт взросления, образование, представление о добре и зле, ценности. Маленькие дети, не имея такого мировоззренческого багажа, могут лишиться самой возможности его обрести. В лагерях беженцев они страдают не только от разлуки с родными, но и от того, что фактически не могут взять в руки контроль над жизнью — они просто ждут, когда она возобновится.
Дети, получившие ранение или пострадавшие ментально, ограничиваются в доступе к образованию, познанию и физическому развитию. Дети в статусе беженцев вынуждены переживать не только травму разлуки с домом, но и сложности в построении новых связей, преодолении языкового барьера и интеграции в учебный процесс (а некоторые так и не заканчивают начатое образование, потому что вынуждены зарабатывать для своей семьи или попросту не получают доступ к знаниям — и теряют волю к обучению).
Дети, подвергшиеся сексуализированному насилию, страдают не только физически и эмоционально — они рискуют быть маргинализированными в своем же окружении, что повлечет за собой риски буллинга, отсоединения от сообщества ровесников, невозможность построить доверительные отношения.
Дети, которые зависят от внимания и любви взрослых, на войне могут потерять возможность продолжения здорового развития привязанности — даже если их взрослые будут рядом, высок риск нарушения связи с ними из-за крайней озабоченности родителей защитой и поиском средств к существованию, а также их эмоциональной недоступности в состоянии депрессии, тревоги или просто рассеянности.
Дети гораздо более уязвимы перед инфекционными заболеваниями, чем взрослые (помните, детям делают прививки в раннем возрасте, потому что именно в нем они наиболее беззащитны перед вакциноконтролируемыми болезнями) — и многие из них умирают в зонах конфликтов не от непосредственных боевых действий, а именно от того, что заболевают и не получают помощи своевременно.
Лечение — даже хронических заболеваний — может оказаться недоступным из-за разрушения инфраструктуры, гибели специалистов и нарушения поставок необходимых лекарств и оборудования.
По данным организации War Child, к 2013 году в Демократической республике Конго в результате болезней на фоне вооруженного конфликта погибли 2,7 миллиона детей.
Интересное по теме
«Зверства не дают себя похоронить»: отрывок из книги о последствиях насилия
Здоровое эмоциональное развитие зависит от знания ребенка о том, что он может доверять родителям и опекунам, которые защитят его от любого вреда и удовлетворят основные потребности. Это, как мы уже отмечали, — основа для надежной привязанности и растущей независимости.
Усугубляется этот страх еще и тем, что в силу возраста маленькие дети не могут понять, из-за чего происходит конфликт, какие у него причины, что происходит и будет происходить из-за этого с его родителями.
Это может привести к крайней степени тревожного расстройства или рискованному поведению, а также к депрессии, бессоннице и другим симптомам посттравматического стрессового расстройства. Это, в свою очередь, влияет на способность детей удовлетворять свои потребности (в поддержке или ресурсах) в более позднем возрасте, что, в свою очередь, может повлиять на их психическое здоровье, создавая порочный круг маргинализации.
Война также нарушает представление детей о самих себе, о структуре личности и том, из чего она формируется. Насилие может изменить представление ребенка о морали, подменив естественное желание быть защищенным и любимым поисками стратегий для выживания, которые будут включать ложь, воровство, торговлю своим телом.
В сознании общества дети на войне — невинные жертвы, но очень часто они становятся мишенями конфликтующих сторон. Теряя социальную, государственную, а часто и родительскую защиту, дети представляют собой удобную цель для эксплуататоров — и идут к ним в руки сами, предпочитая опасное поведение (помним про насильственное разрушение моральной структуры личности) в расчете на возможность избежать физической гибели.
Часто таким образом ребенок превращается в чернорабочего или, что еще хуже, становится предметом торговли, сексуальной эксплуатации или отправляется воевать в качестве комбатанта.
Интересное по теме
8 фактов о детях-солдатах
«Когда дети растут в условиях вооруженного конфликта, их глубокие душевные раны часто остаются незамеченными. Продолжительное воздействие насилия, страха и неуверенности может иметь катастрофические последствия для обучения, поведения, эмоционального и социального развития детей в течение многих лет», — заявила исполнительная директриса ЮНИСЕФ Генриетта Форе на конференции 2018 года в Берлине. Все это усиливает ощущение «потерянного» детства у тех, кому приходится слишком быстро взрослеть, чтобы выжить.
Бегство, жизнь в лагере, полное изменение семейной динамики может иметь катастрофическое влияние на психическое здоровье детей, заставляя их вырабатывать ряд нездоровых механизмов выживания в ответ на их повышенную уязвимость. Даже если конфликт закончится и они смогут вернуться домой, эти переживания останутся с ними на всю оставшуюся жизнь — и во многом будут ее определять.