Да он специально меня доводит!

Может ли ребенок провоцировать родителя? Или ему просто страшно, и он не знает, как себя защитить? Обсуждаем поведение ребенка во время стрессовой ситуации вместе с психотерапевтками Юлией Лихачевой и Александрой Спасской.

Ребенок не выживет без взрослого рядом. С рождения малыш полностью зависит от родителей, они его главные защитники и объекты привязанности. С ними он строит свою эмоциональную связь и очень страдает, когда ощущает, что эта связь под угрозой.

Почему тогда иногда кажется, что ребенок нарочно ведет себя плохо?

Ребенок живет здесь и сейчас, он действительно не умеет просчитывать реакции, хитрить и манипулировать. Он проявляет те эмоции, которые испытывает, и пытается добиться своего тем способом, который ему доступен.


Чаще всего мысли о том, что ребенок манипулирует и «доводит специально» возникают у людей, которые не интересуются психологическим развитием ребенка.


Тогда действительно может показаться, что, например, младенец, который только научился ползать, пытается облизать колеса коляски для того, чтобы досадить маме или папе.

На самом деле же младенец познает мир и просто не может знать, что колеса грязные и невкусные. А верить взрослому на слово — сомнительное удовольствие. Все мы доверяем только своему опыту.

Родителям важно в такие моменты принять ответственность за свои эмоции, причем без «самоедства». Да, нам всем бывают невыносимы какие-то моменты в родительстве, бывает тяжело, страшно за ребенка. И мы злимся, когда не можем успокоить ребенка, и это абсолютно нормально.

Но ребенок не делает ничего специально, он лишь пытается добиться того, что ему нужно. Признавая свои эмоции, мы получаем возможность с ними справиться.

Откуда у маленького ребенка столько негативных эмоций?

Если ребенок проявляет злость, то это означает, что ему что-то не нравится или он чего-то не получает. Возможно, взрослые нарушают его границы, например, заставляя целовать на прощание бабушку, которую он сейчас не хочет целовать.

Возможно, какая-то из потребностей ребенка не удовлетворяется. Например, родители задержались в гостях, потому что хотели подольше поболтать с друзьями, а ребенок устал и хочет спать (что, опять же, совсем не повод корить себя). Потребность в отдыхе не выполняется, ребенок перевозбужден, очень легко в такой ситуации ожидать крика и проявления агрессии.

Другая возможная причина такого поведения — проблемы у родителей. Дети очень чуткие, они легко улавливают подавленное психологическое состояние родителя и часто неосознанно пытаются что-то сделать, чтобы исправить ситуацию.

Например, если родитель в депрессивном состоянии, как будто с детьми, но отсутствует, то дети могут хулиганить, чтобы «включить» маму или папу снова в жизнь. Они лучше разнесут квартиру и будут наказаны, но увидят, что родители включились, что они снова похожи на самих себя.

Поэтому, если поведение детей часто выходит за рамки дозволенного, то стоит задуматься о том, чтобы всем вместе посетить семейного психолога.

Так почему ребенок ведет себя плохо?

Дети хулиганят и капризничают по разным поводам, но есть ситуации, которые встречаются чаще всего.

Потребность ребенка не удовлетворяется

Он не всегда может донести, чего именно хочет, особенно в раннем возрасте. Внимательность к потребностям малыша (не «еще пять минут и идешь убираться» а «когда ты сможешь мне помочь?») — хороший способ снизить поведение, которое приносит родителям стресс.

Ребенок чувствует угрозу привязанности

Он пугается, что теряет контакт с родителем, и тогда начинает привлекать его внимание всеми известными способами.

Нормативный кризис

По мере взросления ребенок проходит разные этапы развития. Так, например, в два года он уже проявляет желания и потребности, но зачастую еще не может хорошо их проговаривать. Он не может объяснить свои потребности и поэтому часто его поведение заканчивается криком и даже проявлением агрессии.

И как с этим бороться?

Прежде всего хочется сказать — не прибегать к насилию. Множество исследований выявили обнаружили значительную связь между насилием в детстве и деструктивным поведением во взрослой жизни, независимо от размера выборки, места рождения детей, их возраста, образования родителей и любой другой переменной. Вот здесь собраны выводы только 27 исследований из сотен подобных.

Если говорить проще — хочется вспомнить Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие. Дело-то житейское». Это и правда так.


Спокойствие и сдержанность — залог успеха в общении с ребенком, которого захлестывают эмоции.


Если ребенок в истерике, то лишние зрители не нужны. Постарайтесь увести его в безлюдное место или попросить близких оставить вас одних. Будьте чуткими к просьбам ребенка. Некоторым детям нужно побыть одним, чтобы успокоиться. Покиньте комнату, если ребенок вас об этом просит, но дайте ему знать, что вы рядом и он в любой момент может к вам обратиться.

Вы можете обнять его, мягко удерживать, помогая почувствовать свои границы, или просто прикасаться, показывая свое присутствие. Иногда лучше, наоборот, не трогать ребенка, если вы видите, что ему сейчас невыносим физический контакт. Можно попробовать переключить его внимание: чем-то заинтересовать, дать поручение или рассказать веселую историю.


Главное: попытаться понять, что происходит с ребенком. Какая его потребность сейчас не удовлетворяется?


Помогите ему справиться с эмоциями и недовольством. Постарайтесь стать таким безопасным контейнером для чувств, которые переполняют ребенка, проговаривайте ситуацию и эмоции, которые он испытывает, выдерживайте их. Для ребенка они могут быть невыносимыми, но если он увидит, что взрослый с этим справляется, то поймет, что и он сможет.

Этот материал — часть спецпроекта #ХватитБитьДетей

Читайте больше на странице проекта