Что делать, если ребенок по-другому не понимает?

Капризы на детской площадке или в магазине, ребенок не хочет идти в сад, школу, делать уроки, убирать игрушки — список можно продолжать бесконечно. Что чувствует в эти моменты родитель? Раздражение, злость, гнев, беспокойство, бессилие — целый букет негативных эмоций, которые накрывают с головой.

Естественное желание родителя: избавиться от этих переживаний. В такие минуты часто хочется прибегнуть к силе, ведь кажется, что это никогда не закончится, что сила — это единственное средство, которое ребенок действительно понимает. Так ли это — мы спросили у психолога и автора блога «Детские психологи» Дарьи Даньшиной.

Действительно ли ребенок не понимает ничего, кроме силы?

Иногда у родителя создается именно такое впечатление, ведь он повторил несколько раз, а ребенок не сделал того, о чем его просили. Но это совершенно не значит, что ребенок вас не понимает. Так он может проявлять свой характер, привлекать внимание.

Инструкции могут быть сложными, непонятными, требования не соответствовать возрасту. А ведь в младшем возрасте дети очень сконцентрированы на себе, легко увлекаются, их возможности регуляции еще не созрели, чтобы по одной только просьбе перестать что-то делать.

Порой взрослые уверены, что ребенок, который еще не разговаривает, не понимает слов, поэтому сила — единственное средство воспитания. Но это не так, если у ребенка все в порядке со слухом и психоэмоциональным развитием, он прекрасно вас понимает. Тогда почему не слушается?

Ученые задались тем же вопросом и провели одно интересное исследование. Они наблюдали, как 52 ребенка выполняют просьбы родителей, воспитателей и других детей в детском саду. Один из двух главных выводов: детское послушание — довольно хаотичное явление. Ребенок мог выполнить одну просьбу взрослого и отказаться выполнять похожую, это зависело от очень многих факторов.

Второй главный вывод: доверительные отношения — совершенно точно один из таких факторов. 44 ребенка из 52 не выполняли просьбы родителей, потому что, как потом выяснилось, и дома у них были конфликты.

Как раз применение способствует отказу от выполнения просьб — это быстрое и краткосрочное решение, которое дает облегчение родителю здесь и сейчас, но чаще всего поведение ребенка не корректируется.

Откуда взялся миф о том, что «ребенок по-другому не поймет»?

Несколько десятков лет назад никто не задумывался о том, как влияют шлепки по попе на ребенка, потому что жизнь и благополучие ребенка в психическом плане не были так важны для родителей. Порой их заботили вопросы банального выживания. Поэтому мы можем услышать: меня так воспитывали и ничего; шлепок по попе или подзатыльник — это не насилие, и другие похожие аргументы.

И на личном опыте взрослый убеждается, что после шлепка ситуация решается быстрее: ребенок подчиняется. Это отношения силы, так родитель получает желаемое поведение, а ребенок начинает бояться и делает все, чтобы избежать наказания.

Сила работает, дает быстрый результат, а вот последствия ее применения могут быть скрыты или отсрочены.

Этот материал — часть спецпроекта #ХватитБитьДетей

Читайте больше на странице проекта

Как улучшить коммуникацию с ребенком?

Вот несколько действенных советов, которые не потребуют огромных усилий, но помогут родителям наладить коммуникацию с ребенком.

Заботьтесь о себе

Ресурсный родитель может выдержать даже самую сильную истерику, но когда силы на исходе, маленький каприз может вас взорвать.

Давайте ребенку простые, короткие инструкции

Объясняйте, почему вы что-то просите

Так ребенок поймет, какая потребность стоит за вашей просьбой, какие могут быть последствия, если он ее не выполнит. «Я так сказала!» — не объясняет ребенку ничего.

Повторяйте свое послание несколько раз

Когда говорите, поддерживайте визуальный контакт с ребенком

Это особенно актуально для общения с маленькими детьми.

Сделайте паузу

Если чувствуете, что «закипаете» — прервите общение и переключителсь на другое дело.

Называйте ребенку вслух свои и его эмоции

Так со временем и он научится говорить, а не кричать или что-то кидать.

Просите ребенка

Это гораздо эффективнее, чем требовать подчинения.

Покажите ребенку, что вы хотели, чтобы он сделал

Иногда слов действительно недостаточно и личный пример работает лучше всего.

Используйте визуальные подсказки

Для маленьких детей картинки, для взрослых — правила, напоминания, расписание.

Какие ежедневные упражнения могут делать родители для тренировки навыков коммуникации?

Запишите фразы-запреты, которые вы чаще всего используете и попробуйте сформулировать иначе, не используя «нельзя», «нет», «не». Тренируйтесь и употребляйте новые обороты во взаимодействии с ребенком.

Сделайте такой же список с негативными мыслями и «прозвищами» ребенка, которые используете (мысленно и вербально). Тренируйтесь заменять их, например, «непослушный гаденыш» на «малыш», а «он это специально» на «он еще не умеет по-другому выражать свои желания, ждать, сдерживаться».

Когда вы «закипаете», вспоминайте моменты, когда ваш ребенок был очень милым и заботливым, как сильно вы его любите. Можете записать эти воспоминания и перечитывать или пересмотреть фотографии, сделанные в приятные для вас моменты.

Как можно чаще задавайте себе вопросы: что я сейчас чувствую? Почему я испытываю эти эмоции? Какая потребность стоит за моей эмоцией и/или действиями? Что раздражает и почему именно сейчас? После спросите себя: какой шаг я могу сделать прямо сейчас, чтобы мне стало комфортнее?

Составьте список ваших способов успокоиться, разместите в доступном месте, используйте их, когда вы чувствуете напряжение. Наша версия такого списка — здесь.

Разрешайте себе подурачиться. В формате игры можно забыть о социальных ролях и подурачиться вместе с ребенком.

Этот материал — часть спецпроекта #ХватитБитьДетей

Читайте больше на странице проекта

Интервью Алиса Боха: «Я не делю жизнь на „Монохром“ и семью»
О воспитании дочерей, управлении бизнесом и восхищении мужем.