Ученые оценили эффективность обучения малышей словам с помощью гаджетов

Многие родители включают детям так называемые обучающие видео, чтобы повысить скорость развития и усвоения новой информации. Однако оказалось, что даже интерактивные образовательные видео не могут заменить маленьким детям обучения через живое общение со взрослым.

В новом исследовании ученые хотели проверить, как добавление интерактивности в видео для детей младше трех лет может повысить результативность обучения новым словам. В результате было показано, что до определенного возраста видео, в которых герои взаимодействовали с ребенком, не способствовали лучшему запоминанию слов, если рядом не было помогающего взрослого. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.

Когда в 1968 году появилась детская программа «Улица Сезам», это стало настоящим прорывом в подготовке к школе детей из семей с низким доходом. Исследования подтверждали, что у детей, которые смотрели обучающую программу, словарный запас был больше, чем у тех, кто не был с ней знаком.

Современные медийные технологии предлагают различные образовательные видео, в том числе обучающие словам и названиям предметов, для детей младшего возраста. Родители, в свою очередь, верят, что младенцы и тоддлеры способны обучаться во время просмотра видеоряда так же, как и в процессе взаимодействия со взрослым, и дают детям использовать различные девайсы уже с шести месяцев. Однако в ряде исследований было доказано, что дети в возрасте до трех лет воспринимают информацию с экранов гораздо хуже, чем в реальных ситуациях, и после не могут применить в жизни то, что увидели на экране.

В живом общении присутствуют «коммуникативные» или «социальные сигналы», которые направляют взаимодействие между людьми и обычно воспроизводятся участниками общения непроизвольно. Это мимика, голос, взгляд, жесты и язык тела, которые помогают людям лучше понимать контекст передаваемой информации и степень ее важности.

Ученые предполагали, что обучению маленьких детей по видео мешает отсутствие таких ответных реакций героя с экрана, направленных на поведение ребенка. Для проверки своей гипотезы они провели эксперимент, в котором детям предлагалось выучить название нового для них предмета. В исследовании приняли участие 176 детей в возрасте от 24 до 36 месяцев.

Детей поделили на четыре группы и в разных условиях для каждой из групп предлагали новое слово. Обучение могло происходить с настоящим взрослым или через видео с человеком, и в каждом случае рассказчик мог активно взаимодействовать с ребенком или же игнорировать его реакции.

В результате было показано, что дети в 24 месяца были способны воспринимать информацию только от присутствующих рядом и внимательных к ним людей. Обучение детей постарше (30 месяцев) хоть и было менее зависимым от интерактивности настоящей или электронной версии учителя, все равно давало наилучший результат во время обучения с «настоящим» взрослым.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что попытка передать коммуникативные сигналы через видео не помогла детям лучше воспринять образовательную информацию так же, как в процессе живого взаимодействия со взрослыми людьми.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...