Нет, это нормально
Трудовое воспитание против детского труда: от эксплуатации к уважению
Ликбез

Трудовое воспитание против детского труда: от эксплуатации к уважению

Дети всегда играли одну из ключевых ролей не только в социальной сфере жизни общества, но и в экономической. На протяжении всей истории человечества детский труд в сельском хозяйстве, ремеслах, на фабриках и заводах служил взрослым интересам, был условием существования режимов и благополучия общества. Только в начале ХХ века у детей появилась альтернатива опасному труду – трудовое воспитание. До сих пор далеко не везде ребенок имеет право выбирать работу и возраст, с которого ее начинать. Противостояние двух подходов к воспитанию - эксплуатации и свободы выбора - продолжается.

Трудовое воспитание как система передаваемых из поколения в поколение физических навыков известно миру со времен Древней Греции. Заучивание необходимых для выживания механических действий – вот основные черты трудового воспитания той эпохи.

Детский труд в это время был участью рабов. Дети подневольных выполняли тяжелую физическую работу в полях и карьерах наравне со взрослыми, не получая за нее платы. Тем не менее детский труд все еще не был повсеместным.

В Средние века ситуация изменилась. Трудовое воспитание того времени не ставило своей целью передать детям необходимые для жизни в обществе навыки. Принципы трудового воспитания Средневековья строились на заучивании религиозных текстов, уходе от физического труда в сторону богословия.

Оторванность воспитания от реальности привела к дефициту прогрессивных идей и технологий. Детский труд стал массовым, обретая новые формы. Крестьяне использовали детей, чтобы выращивать урожай, преступники заставляли попрошайничать, воровать, появились первые детские банды.

Но настоящей крайности принудительный детский труд достиг в эпоху Промышленной революции. Идеи трудового воспитания в это время впервые включали свободу выбора профессии. Например, Жан-Жак Руссо в своей книге «Эмиль или о воспитании» (издается до сих пор), вывел принципы трудового воспитания детей, которые актуальны и сейчас: формирование не простых умений и механических навыков, а критического мышления, самостоятельности, закрепления права самим выбирать вид деятельности.

Однако промышленный прогресс опередил достижения педагогов. Дети оказались заложниками нового оборудования на фабриках и заводах: они были более подвижны, выносливы, чем взрослые, ими было легче управлять. А самое главное – детям можно было меньше платить. Или не платить вовсе. Так детский труд стал повсеместным и на некоторое время выиграл противостояние с принципами трудового воспитания.

В России в это время детский труд использовался активно, как и во всем мире, и не считался чем-то недопустимым. К концу XIX века на каждую тысячу рабочих на спичечных фабриках приходился 141 ребенок 12-15 лет, на табачном производстве – 69, на обработке минеральных веществ – 63. Дети трудились на опасных предприятиях по 12-16 часов без отдыха за минимальную оплату.

Как противовес массовой эксплуатации детей на рубеже XIX и XX веков появились новые идеи трудового воспитания. Пожалуй, главные сформулировала Мария Монтессори. Итальянский педагог первой заявила во всеуслышание, что основа успешной трудовой деятельности – самостоятельность малыша с ранних лет. Монтессори разработала авторскую методику, которая актуальна и сегодня, предложив игру в качестве основного принципа трудового воспитания малышей. Дать ребенку свободу передвижения, право самому выбирать занятие и предметы для игр, знакомиться с материалами на практике, а не в теории. Все это казалось в начале ХХ века утопией. Но сегодня, по решению ЮНЕСКО, Мария Монтессори входит в четверку лучших педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Во времена, когда Монтессори развивала свою теорию в Европе, в России к власти пришли большевики и началась новая волна использования детского труда. Особенно частым такое положение дел было в колхозах, так как Первая мировая и Гражданская войны привели к дефициту рабочей силы. «Пионерская правда» пестрела вот такими письмами:

«Мы, ребята 12-15 лет, работаем по 13 часов в день наравне со взрослыми. Часто нам приходится выполнять непосильную работу, причем оплата труда неравная. Нам платят за одинаковую со взрослыми работу половину или даже одну треть».

Великая Отечественная война усугубила положение. Каждый год для работы на предприятиях в тылу мобилизовали от 800 тыс. до 1 млн детей возрастом 14-17 лет, на вспомогательные работы брали уже с 11 лет. Рабочий день длился 12-16 часов. На период войны с трудовым воспитанием было покончено, задача стояла только одна – выжить. Детский труд одержал очередную победу. Но, как оказалось, не окончательную.

Во второй половине ХХ века в большинстве развитых стран детский труд постепенно уходил в прошлое. В 1989 году была принята конвенция ООН о правах ребенка, где запрещается труд детей до 14 лет. И на этот раз большинство развитых стран стремятся ее соблюдать. В том числе и Россия. Было научно доказано, что опасный детский труд вредит психическому и физическому здоровью детей, их социальному благополучию. Трудовое воспитание, наоборот, формирует в малыше самостоятельность, ответственность и закладывает основы успеха во взрослой жизни.

Однако до полной победы принципов трудового воспитания еще далеко. Данные ЮНИСЕФ и МОТ говорят о том, что по всему миру 168 миллионов детей в возрасте от 5 до 17 лет занимаются опасным детским трудом. А к 2020 году таких детей все еще будет более 100 миллионов. К труду добавляются и разные формы эксплуатации: сексуальная, использование детей в войнах и торговле наркотиками. Исследования показывают, что мальчики и девочки в равной степени заняты таким трудом, но девочкам платят за него меньше.

Несмотря на пугающие цифры, количество детей, занятых пагубным трудом, ежегодно снижается. Сегодня впервые в истории у трудового воспитания есть шанс окончательно победить и стать единственно верным способом приобщения малышей к труду. Зависит это от нас с вами.

Стремясь оградить малыша от любой необходимости что-либо предпринимать и решать, делая за него всю работу с раннего детства, родители подвергают детей гиперопеке. Отложенная сепарация – когда дети слишком долго остаются под крылом у родителей, также одно из следствий отсутствия трудового воспитания у современных малышей.

Вот что об этой проблеме говорит детский психолог и автор популярных книг о воспитании Людмила Петрановская: «Возраст совершеннолетия все отодвигается, детей все более рьяно охраняют и оберегают, работать запрещено, одним гулять запрещено, набивать шишки запрещено. Они частично находят отдушину в пресловутых неформальных объединениях, всяких готах-эмо-панках. Частично идут в антиглобалисты и другие протестные движения и жгут Макдональдсы. Частично капитулируют и сдаются, тупо сидя перед компом с пивом. Лишние люди. Онегин нервно курит в углу».

Согласно разработанным Федеральным институтом развития образования в России методическим рекомендациям, к труду детей нужно начинать приучать еще с дошкольного возраста. В 3-6 лет малышам нужно показывать мультфильмы о разных профессиях, проводить экскурсии, игры, которые бы рассказывали о разных работах. При этом в документе подчеркивается, что в дошкольном возрасте трудовое воспитание – это приучение к «самообслуживанию».

Психолог Юлия Гиппенрейтер выделила два правила трудового воспитания в семье, которые сегодня приобретают новую актуальность:

  1. Не мешайте ребенку, если он не просит помощи.
  2. Если ребенку трудно и он сам попросил вас о помощи, не отказывайте ему.

Второе правило опирается на термин «зона ближайшего развития ребенка», который ввел советский педагог Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития – дела, которые ребенок выполняет при помощи взрослого. И эта зона должна постоянно расширяться, то есть через некоторое время малыш должен делать сам то, что еще вчера делал с мамой или папой.

Простейшие, на первый взгляд, принципы, но соблюдать их не так просто. Кен Робинсон, эксперт в области образования и развития детей, приводит в одной из своих книг результаты исследования группы детей, которое проводилось с раннего возраста до окончания школы. В детском саду 98 процентов исследуемых детей показали способность мыслить нестандартно, а после пятилетней учебы в школе таких детей осталось только 32 процента. К моменту окончания школы – единицы. И дело не только в неэффективной системе образования, но и в родителях, которые отказывают детям в праве на опыт и приобретение навыков.

Робинсон рассказывает об историях Пола Маккартни, всемирно известной балерины Джиллиан Линн и Мэтта Гроунинга – создателя «Симпсонов». Всех их объединяет одно – к их склонностям: музыке, рисованию и танцам – с пониманием отнеслись родители, не стремясь «успокоить» детей. Это и есть трудовое воспитание будущего.

Сегодня для успеха во взрослой жизни ребенку не нужно с раннего возраста работать по 16 часов на фабрике. Но ему нужно, чтобы вы не мешали подметать пол, даже если при этом все крошки окажутся в радиусе километра.

Поделись статьей с друзьями