Начнем с того, что ничего плохого в том, чтобы время от времени слушать вместе с младенцем классическую музыку, нет — в конце концов, многим детям она помогает уснуть. Но никакого скачка в развитии после прослушивания сборника Baby Einstein ожидать не стоит.
Все дело в том, что на самом деле классическая музыка вообще и произведения Моцарта в частности никак не влияют на скорость и интенсивность умственных способностей ребенка. Тогда откуда же растут ноги у мнения о неоспоримой пользе сонат и симфоний для малышей?
В 1993 году группа ученых из Калифорнийского университета в Ирвайне провела исследование, результат которого получил название «Эффект Моцарта». В ходе эксперимента специалисты разделили 36 участников тестов (а ими были студенты — вовсе не младенцы) на три группы. Первая незадолго до теста на интеллект слушала сонату для двух фортепиано до мажор Моцарта, вторая — гипнотическую речь, а третья — сидела в тишине.
Затем все студенты выполняли задание на пространственное мышление: им нужно было мысленно представить лист бумаги определенного размера, в воображении же сложить и разрезать его так, чтобы получилась определенная фигура, а затем выбрать из предложенных образцов тот, из которого это все можно было бы сделать в реальности. Оказалось, что студенты, которые слушали перед тестом Моцарта, справлялись с заданием лучше своих товарищей из второй и третьей групп. Эффект от прослушивания сонаты длился около 15 минут и получил название «эффект Моцарта».
Ученые определили три возможные причины, объясняющие недолговечное улучшение, которое показали слушатели Моцарта при прогнозировании фигур: нейробиологический эффект, при котором прослушивание сложной музыки стимулирует паттерны импульсов в коре головного мозга; «передача» эффекта, при котором навыки, приобретенные в одной области, переносятся на другую; и эффект возбуждения и повышения настроения, предполагающий, что музыка стимулирует мозг, что в свою очередь улучшает когнитивную функцию.
Когда результаты исследования были опубликованы, медиа, в том числе уважаемый Forbes, подхватили их и понесли на крыльях газет в народ уже сильно искаженными. Это сыграло на руку желающим быстренько подзаработать на «эффекте Моцарта» — раз в прессе написали, что классическая музыка может сделать вашего ребенка умнее, нельзя упускать шанса наштамповать миллионы кассет и дисков с записями фрагментов классических музыкальных произведений. Эта индустрия сделала миллионы на доверчивых родителях. Она, впрочем, и сейчас живее всех живых.
В 1999 году было проведено мета-исследование, включающее в себя 16 работ (на тему влияния музыки на интеллектуальные способности людей), в ходе которого выяснилось: музыка имеет минимальное и непродолжительное положительное влияние на пространственный интеллект. Кристофер Чабрис из Гарвардской высшей школы педагогических наук, автор исследования, отметил, что этот эффект объясняется «активацией удовольствия» от прослушивания музыки. Да вы и сами наверняка замечали, какой подъем испытываете после того, как послушаете хорошую, задевающую вас музыку.
В 2010 году опубликовали исследование под названием «Эффект Моцарта — эффект Шмоцарта», в котором было показано: соната оказывает микроскопическое положительное влияние на определенные способности и нулевое — на умственные способности в целом.
Короче говоря, как видите, никаких чудес. Да, музыка — классная вещь, которая может стать отличным способом сенсорной стимуляции для малыша. Но никаких чудес с его умственными способностями она не сотворит.
Почему же люди продолжают держаться за мысль о том, что классика полезна для интеллектуального развития младенцев? Как говорит аспирант Гарварда Сэмюэл Мер, который занимается изучением влияния музыки на человека: «Людям нравятся простые ответы и решения. Они держатся за якобы научно подтвержденные факты, которые на деле оказываются полной чушью». И это применимо не только к теме «эффекта Моцарта».