Нейрогерои: как живут дети с РАС и кто им помогает

Сегодня 2 апреля — день информирования об аутизме. Расстройства аутистического спектра — это не болезнь, а ряд особенностей развития, коммуникации и восприятия мира, которые сохраняются на протяжении всей жизни человека. Вместе с благотворительным фондом «Антон тут рядом» мы подготовили большой материал об инклюзии, детях и взрослых с аутизмом и о том, как развивается наше общество.

Иллюстрация НЭН

В марте в Санкт-Петербурге открылся инклюзивный детский центр «Антон тут рядом»: там нейротипичные дети и дети с расстройствами аутистического спектра вместе готовятся к школе. На самом деле, не только дети с аутизмом: на площадке учатся и ребята с нарушениями речи, и с синдромом Дауна, и с другими особенностями развития.

Уже три месяца центр работает в тестовом режиме, и мы пообщались с сотрудниками и семьями фонда, чтобы понять, что же такое инклюзия и всем ли она подходит.

Инклюзия это

Инклюзия — культура разнообразия и принятия в обществе. По сути, это совместное движение навстречу друг другу самых разных людей и социальных групп. В России, говоря об инклюзии, часто имеют в виду именно включение детей и взрослых с инвалидностью в жизнь общества. На самом деле, это понятие намного шире: инклюзия охватывает множество различий среди людей.

Несмотря на то, что инклюзивные практики становятся все более популярны, у этой стратегии множество противников. Например, на Яндекс.Дзене и в социальных статьях родители нейротипичных детей пишут, что инклюзия дискриминирует детей без инвалидности.

С подобными комментариями сталкиваются и в реальной жизни: детей с аутизмом из детских садов часто просят исключить именно родители детей без особенностей развития (об этом мы узнали, общаясь с сотрудниками детских садов Санкт-Петербурга).

Преимущество инклюзии в том, что это ресурс для всех. Для ребят с особенностями это возможность социализироваться и приобретать необходимые навыки через взаимодействие с нейротипичными детьми. И дружелюбная, подготовленная среда обычных сверстников — это уникальный шанс для развития людей с расстройствами аутистического спектра.


А для нейротипичных детей это способ узнать, что люди бывают разными, что у всех есть свои отличия — и это нормально. Они рано учатся толерантности, доброте, терпению, прокачивают свои коммуникационные скиллы.


Тут стоит сказать, что они не воспринимают детей с РАС как каких-то других, но некоторые отличия их поведения могут вызывать вопросы. Об этом мы с ними разговариваем, объясняем, проводим занятия, учим их помогать друг другу, и они с радостью включаются в поддержку.

Вероника Чендылова, руководительница детского центра «Антон тут рядом»

Существуют исследования по влиянию инклюзии, которые показывают, что совместная деятельность и времяпровождение нейротипичных и нейроотличных детей и взрослых в одном пространстве идет на пользу и тем, и другим. Но как организовать инклюзивную среду на практике? И как помочь людям с аутизмом включиться в этот шумный и непонятный мир?

«У Богдана сейчас есть два нейротипичных друга в центре „Антон тут рядом“ — это Эмиль и Ваня, они вместе ходят на занятия. Сблизиться у них получилось через компьютерные игры: они вечно обсуждают их и делятся своими успехами. Мне кажется, нейротипичных детей нужно стимулировать: они тоже дети и им должно быть по-честному интересно. Наш папа, например, всегда набирает полный пакет игрушечного оружия и раздает всем желающим на детской площадке; организовывает игру, бегает, стреляет. Единственная проблема: дети не хотят играть каждый раз в одно и то же, а Богдан наоборот. Тут уж мы вместе пытаемся найти компромисс», — Ольга Колыханова, мама Богдана, подростка с аутизмом.


В 2020 году фонд «Антон тут рядом» провел социологическое исследование по актуальным инклюзивным программам в Санкт-Петербурге. Оказалось, что в 72 процентах детских дошкольных учреждений дети с аутизмом были выключены из образовательной программы.


Чаще всего их распределяют в коррекционные детские сады, где ребенок не может получить опыта социального взаимодействия и развивать свои коммуникативные навыки. Среда не адаптирована: нет знаний, нет специалистов, нет ресурсов. За счет этого часто в «инклюзии» случаются ошибки: те самые, из-за которых родители нейротипичных детей пишут жалобы. Проблема не в детях, а в системе, которая не готова принимать детей с инвалидностью.

Интересное по теме

Мам, а что с этой девочкой? Как поговорить с ребенком о детях с особенностями развития

«Эти дети»

Впервые аутизм описал психиатр Лео Каннер в 1943 году. В своей работе Autistic Disturbances of Affective Contact он опубликовал опыт наблюдения за 11 детьми: уровень их интеллектуального развития соответствовал возрасту, но социальное поведение отличалось.

По статистике ВОЗ, сейчас с аутизмом рождается каждый 160-й ребенок, а по статистике Центра по контролю и профилактике заболеваний США в 2020 году — каждый 54-й ребенок. Качество диагностики в разных странах растет с каждым годом, по этой причине растет и статистика.

Прежде, чем семьи детей с аутизмом сталкиваются с диагностикой, медициной и образованием, мы все сталкиваемся с языком. Точнее с его отсутствием.

Детей с аутизмом как только не называют: от уменьшительно-ласкательных «аутят» до «больных» («ненормальных»). Но чаще все-таки не называют, множа неопределенность и воспроизводя недостаток информации. Говорят: «эти дети».

И, если для исследователей отсутствие языка — это методологическая трудность, с которой мы привыкли работать, то для проблем аутизма в Санкт-Петербурге это суть — не называть, пропускать, делать вид, что их нет.

Тома Кузьминова, проектный исследователь.

Часто детей и взрослых с аутизмом называют «нейроотличными», так как у них присутствуют неврологические особенности, а людей, которые склонны к неврологической норме — нейротипичными. До сих пор и те, и те группы часто спорят по поводу того, как корректнее говорить об аутизме и ментальной инвалидности.

Существует два варианта обращений, и нельзя сказать, какой из них единственно верный, поскольку есть разные мнения и у самих людей с аутизмом. Первый вариант — people first, то есть сначала человек, а потом его диагноз: не «аутист», а «человек с аутизмом». Второй — identity first, аутизм — часть личности, а не отдельная характеристика человека: аутист, аутичный человек.

До сих пор разные люди используют разные термины и каждый раз лучше опираться на отдельного человека, с которым вы общаетесь или о котором пишете. Сам факт присутствия подобной дискуссии в общественном пространстве существенно ускорил информирование общества о людях с ментальной инвалидностью.

«Ты что, дебил?»

Чтобы получилось общение, Богдану важно, чтобы вокруг громко не визжали и не кричали — ему тяжело это переносить. И чтобы не смеялись, когда не понял вопрос.

У Богдана часто другие дети спрашивают, почему он не умеет читать, если он во втором классе? А почему пьет только со своей соски? И подкрепляют: «Ты что, дебил?» Богдан потом подходит ко мне и спрашивает.

Приходится ему объяснять, что другие дети знают и умеют больше, но это не значит, что они лучше. Я детям обычно говорю о сильных сторонах Богдана, это помогает.

Ольга Колыханова, мама подростка с аутизмом

Отношение ребенка к сверстникам с особенностями развития во многом зависит от отношения к ним окружающих его взрослых. Если взрослый спокоен, приветлив и проявляет уважение к другим детям, то дети будут вести себя так же.

В инклюзивный детский центр ходят три нейротипичных ребенка режиссера Николая Хомерики: «Хочу сказать, что то, как наши дети собираются в инклюзивный центр — это небо и земля по сравнению с прошлым их садиком. Они туда хотят, они туда наперегонки одеваются, не хотят вечером уходить. Мы не знали, как будут реагировать дети на ребят с особенностями, потому что у них не было никогда такого опыта. А тут они просто вообще ничего не говорят, для них это все нормально и органично. Важно создать атмосферу, где хорошо и свободно всем».

Интересное по теме

Что почитать про аутизм

Но инклюзия — возможность быть рядом, а не обязательство. Один из студентов центра, Даня, подросток с аутизмом, предпочитает общаться исключительно со взрослыми. Есть лишь одно исключение — Лука, его нейротипичный младший брат, который стал для Дани опорой в жизни.

«Братьям я часто рассказываю о том, что все люди очень разные, что это здорово и интересно. И у Дани, и у Луки есть свои сильные стороны: умения, способности, отличия», — мама Дани и Луки.

Часто инклюзивная среда превращается в полосу препятствий для специалистов, родителей и самих детей: знаний недостаточно, а скопировать удачную модель в России практически невозможно — неоткуда.

Евгения, мама шестилетней Киры, участницы инклюзивного детского лагеря, столкнулась со сложностями: «Я забираю ее во второй день лагеря, а она сообщает, что все это ей не нравится, что дети с аутизмом странные и ей страшно. После общения со специалистами начались вопросы и выводы. Какими будут ребята, когда вырастут? Я попыталась донести, что каждый человек уникален. Сейчас у Киры отношения с ребятами с аутизмом выстраиваются так же, как и с другими детьми: кто-то ей нравится, а кто-то нет. Но самое важное, что теперь особенности человека не определяют для Киры его личности целиком».

«Каждый всегда имеет право быть похожим на себя»

Фразу выше сказал Александр Гафанов, молодой человек с аутизмом, музыкант и участник инклюзивного оркестра. Саша живет в квартире сопровождаемого проживания, учиться жить самостоятельно ему помогают тьюторы фонда, а работает он уже несколько лет на швейном производстве.

Саша — самостоятельный человек. Но так было не всегда. Психологи отмечали, что в детстве среди других детей он был самым «сложным»: ни с кем вокруг он общаться не хотел, ходил постоянно на носочках, почти не говорил, хлопал в ладоши, бегал, кричал.

Очень трудно было понять, какой он на самом деле. Что есть проявления его аутизма, а что — проявления его личности?

Ведь когда ты воспринимаешь человека не как личность, а как больного ребенка — ни к чему это не может хорошему привести. Общение как с личностью дает намного больше. И ему, и мне.

Мама Саши, Ирина Воробьева.

Каждый ребенок с аутизмом становится взрослым человеком с аутизмом. Саша живет самостоятельно, работает, выполняет обязанности по дому, навещает друзей, ходит в филармонию. Развитие принципов инклюзии в обществе помогает Саше, его маме и многим другим людям с аутизмом и их семьям думать о будущем.

Это ведь не просто образовательная практика, но шаг, который определяет всю жизнь человека: научится ребенок быть среди людей или останется один в психоневрологическом интернате? Будет общество готово принять человека, который отличается от всех вокруг?

Разнообразие социумов будет нарастать. И те дети, которые выросли с ощущением «я нормальный и все такие, как я», будут иметь трудности в этом новом мире. Разнообразие — это новая норма, а единообразие становится исключением.

Именно визиты в «Антон тут рядом» помогли мне укрепиться в той важной политологической мысли, что сам факт выбора развивает нечто очень важное в личности. Не так важно, что ты выбираешь и из чего, но само это действие имеет непосредственное отношение к свободе воли, образующей человека. Всем нужен выбор.

Политолог Екатерина Шульман*

* — 15 апреля 2022 года Минюст РФ включил Екатерину Шульман в «реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента». Также внесена в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга.

Часто рычагом к решению проблем в сфере защиты прав людей с инвалидностью являются родители. В России сообщества родителей часто организуются в некоммерческие организации и проекты. Одна из самых крупных — организация «Аутизм Регионы» — ассоциация организаций, созданных родителями и близкими детей с РАС.

На помощь родителям и людям с аутизмом приходят и фонды. Становится ясно, что призыв к нейроразнообразию сегодня — норма, которая укрепляется с каждый годом.

«Надеюсь, мы все доживем до того момента, когда слово „инклюзия“ перестанет быть необходимым. По сути, каждое пространство станет открытым для самых разных людей — в этом и есть наша основная задача. Бывают сложности, конечно. Каждый негативный комментарий снова и снова сбивает с ног. Но все больше специалистов узнают о методиках с доказанной эффективностью, все больше родителей пробуют участвовать в инклюзивных проектах, все больше людей с аутизмом заявляют о своих правах. Это придает сил расти и двигаться дальше», — Лада Ефимова, RP-директор фонда «Антон тут рядом».

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...