Никаких уроков до восьми лет и чтение Пушкина: каким видели идеальное воспитание в XIX веке

«А вот в наше время», — так любят говорить старшие родственники, рассказывая о принципах воспитания в прошлом. Мы решили пойти еще дальше и вместе с электронной библиотекой Znanium выбрали отрывки из книг по воспитанию XIX века. К счастью, многие (но далеко не все) эти принципы давно не актуальны, но показательны.
Марьяна Самохвалова

Приятные физиономии послушных детей

Если сегодня руководство по воспитанию пишут в блогах, то в XIX веке это были серьезные печатные труды. Одним из первых в России такие книги начал писать Кондратий Иванович Грум-Гржимайло — доктор медицины, врач-писатель.

Автор убежден, что родительство — дело непростое, а значит:

Руководство к воспитанию детей следует писать с крайней тщательностью и осмотрительностью, в наставлениях и суждениях держаться середины, а отнюдь не впадать в крайности, более всего вредные правильному воспитанию.

Кондратий Грум-Гржимайло

Его слова да родительскому сообществу XXI века в уши! Но не будем забывать, к какому времени относятся эти труды. Вот какую цитату можно найти в «Руководстве к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей» доктора медицины:

У благонравных и умных детей черты лица приобретают поразительную прелесть, и вся физиономия получает невыразимую приятность и привлекательность, особенно в то время, когда они сделают что-то доброе, похвальное, или когда рассказывают что-нибудь умное, занимательное.

Кондратий Грум-Гржимайло

Ох уж эти приятные физиономии послушных детей!


Жизнь в XIX веке была совсем другой, поэтому и детей, как считали современники, стоит с детства воспитывать строго:

Считаю неизбежным суровый образ жизни для того, чтобы дети заранее ознакомились и освоились со всеми неудобствами и невыгодами человеческой жизни.

Кондратий Грум-Гржимайло

И все же суровость должна быть до определенного примера:

Слишком сурово воспитываемые дети не имеют ни бодрости духа, ни здоровья, кажутся вялыми, угрюмыми, печальными, молчаливыми, любящими уединение, отчуждение и походят даже на болезненных.

Кондратий Грум-Гржимайло

Наказывали ли детей в то время? Несомненно, но вы будете удивлены: уже тогда некоторые ученые понимали вредность такого подхода.

Можно утвердительно сказать, что если родители или наставники часто принуждены бывают наказывать детей своих, то это значит, что они воспитывают их худо, не умея укоренить в дитяти самые важные и необходимые потребности в детском возрасте — безусловное повиновение, послушание и покорность.

Кондратий Грум-Гржимайло

Интересно, что мы спустя несколько веков продолжаем требовать от детей того же — повиновения, послушания и покорности.

Западное вмешательство

Какую цель воспитания ставите вы? А вот в XIX веке из ребенка стремились сделать ни больше ни меньше, а совершенство. Вот что об этом пишет Петр Тимошенко, преподаватель словесности и педагогики в Харьковском институте:

Воспитание различными писателями определяется различно; но между всеми этими определениями есть много и общего, так что все их можно свести к следующему: воспитание есть намеренное действие взрослых на малолетних, направленное на развитие их способностей с целью содействовать в них осуществлению возможного человеческого совершенства.

Таким образом, из определения этого видно, что цель воспитания — возможное человеческое совершенство, a средство для этой цели — развитие способностей.

Петр Тимошенко

Так откуда же пошли все эти идеи о том, что воспитание — это не просто кормить и одевать? Конечно же, с Запада.

У нас в России до Петра Великого воспитание предоставлено было природе. Ребенок пил, спал, приобретал тяжелое увесистое тело и оставался с младенческим умом. Такому-то характеру воспитания обязан своим происхождением недоросль Фонвизина.

Потом, когда началось влияние западной образованности на нашу жизнь, то те же приемы воспитания, которые господствовали там, принесены были и к нам.

Петр Тимошенко

А как в те времена поступали с уроками? Считали, что уж лучше погулять!

Мозг дитя быстро развивается до восьми лет, а поэтому в течении первого возраста он еще слаб.

Потому не следует детей до восьми лет заставлять напрягать умственные силы и сидеть за уроками, а лучше всего первоначальные умственные занятия их соединять с прогулками, и вообще следует заботиться о том, чтобы первоначальное обучение детей не мешало им как можно чаще бывать на свежем воздухе.

Петр Тимошенко

Прогрессивные мысли педагогов XIX века зашли еще дальше и они придумали дискуссию, которая актуальна и сейчас: что лучше — домашнее или школьное обучение?

В домашнем воспитании ребенка окружает любовь и дух тех отношений, которые она порождает между детьми и родителями. Но вот ребенок вступает в школу, здесь его окружает влияние тех воспитательных сил, с которыми является перед ним воспитатель…

Какой же характер должны иметь эти воспитательные силы, чтобы для ребенка не был слишком резким переход от домашнего к школьному воспитанию? Переход этот не будет слишком резким, если и при школьном воспитании руководящим началом будет любовь.

Петр Тимошенко

Читайте детям книги

Выпускники журфаков всей страны знают о Виссарионе Григорьевиче Белинском — знаменитом литературном критике и публицисте. Но не все знают, что он интересовался и воспитанием. Читаем его труд «О воспитании умственном и нравственном». Например, о том, как родители в то время относились к проделкам детей:

Ребенок ест что ни попало и сколько хочет, — что нужды! говорят нежные родители: ведь он еще дитя! Ребенок мучит собаку или колотит дворового мальчишку, — что нужды! восклицают заботливые родители: ведь он еще дитя!

Дети ссорятся, кричать между собою, и, если их крик, брань и слезы не мешают папеньке и маменьке соснуть (имеется в виду поспать — прим.ред.) после обеда или поговорить с гостями, — что нужды! ведь они дети, пусть себе ссорятся и кричат: вырастут большими, не будут ссориться и кричать!

Виссарион Белинский

Ну а что же родители? Белинский рассказывает о двух самых популярных реакциях того времени:

Ребенок ест что ни попало и сколько хочет, — что нужды! говорят нежные родители: ведь он еще дитя! Ребенок мучит собаку или колотит дворового мальчишку, — что нужды! восклицают заботливые родители: ведь он еще дитя!

Дети ссорятся, кричать между собою, и, если их крик, брань и слезы не мешают папеньке и маменьке соснуть (имеется в виду поспать — прим.ред.) после обеда или поговорить с гостями, — что нужды! ведь они дети, пусть себе ссорятся и кричат: вырастут большими, не будут ссориться и кричать!

Виссарион Белинский

Если вы строги, дайте всем по щелчку или пересеките всех розгами, чтоб никому не было завидно; если вы добры к детям или воспитываете их на благородную ногу, дайте им игрушек или сластей, да, перецеловав их, вышлите от себя, чтобы они опять пошли браниться и драться.

Виссарион Белинский

Что же нужно делать родителям на самом деле? Конечно, обратиться к книгам. Тут мы найдем некоторые вещи, которые и сейчас в школьной программе:

Из сочинений, писанных для всех возрастов, давайте им «Басни» Крылова, в которых даже практические, житейские мысли облечены в такие пленительные поэтические образы, и все так резко запечатлено печатью русского ума и русского духа; давайте «Овсяный кисель», эту наивную, дышащую младенческою поэзией пьесу Гебеля, так превосходно переведенную Жуковским; давайте ими некоторые из народных сказок Пушкина, как, например, «О Рыбаке и рыбке», которая, при высокой поэтичности, отличается, по причине своей бесконечной народности, доступности для всех возрастов и сословий, и заключает в себе нравственную идею.

Виссарион Белинский

Ещё почитать по теме

Полный гид по родам и воспитанию новорожденных от восточных славян


«Женщины Викторианской эпохи, как правило, старались не зацикливаться на детях, как рожденных, так и нерожденных, так, как это делаем сегодня мы»: отрывок из книги о воспитании детей в XIX веке


Травля и одиночество: о судьбе Варвары Кашеваровой-Рудневой, первой женщины-гинеколога в России

/

/

Лайфхаки Куда пойти с детьми? Афиша мероприятий на весну
Собрали самые яркие мероприятия апреля и мая.