Логопедесса рассказала об особом языке, на котором родители разговаривают с детьми.
Очень трудно находиться рядом с грудничком и при этом не повышать голос на пару октав, не ахать, не охать и не использовать самые ласковые интонации из своего арсенала.
Но есть сюсюканье, а есть особый родительский язык — парентезе. Это форма речи, которую взрослые часто используют при общении с младенцами и детьми раннего возраста. Основные черты парентезе: высокие тона, певучая и нежная интонация, упрощенная лексика, медленная и четкая речь, частые повторения, активные мимика и жестикулирование.
Интересное по теме
Эмоциональный интеллект для малышей: 8 книг, которые помогут ребенку сориентироваться в своих чувствах
Совсем недавно известная блогерша, логопедесса Рэйчел Гриффин Аккурсо — ведущая YouTube-канала Songs For Little — показала, как звучит и выглядит парентезе и объяснила, почему этот язык обязательно нужно использовать.
«Это не детский лепет, — заявила она в своем видео. — Доказано, что парентезе способствует развитию речи ребенка и привлекает его внимание».
Под «детским лепетом» Рэйчел имеет в виду набор звуков и бессмысленных слов (который мамы тоже часто издают). А вот парентезе, по ее словам, считается полноценной речью — в нем фигурируют настоящие слова и фразы. Просто они их нужно произносить по-другому. Например, удлинять гласные, часто повторять одно и то же слово, менять тон голоса — больше энтузиазма и дружелюбия!
Кстати, эти советы применимы во всех языках мира.
«Удивительно, но парентезе знают во всем мире. В недавнем исследовании 18 языков на шести континентах оказалось, что каждый взрослый делал это примерно одинаково. Мы все инстинктивно знаем, что с младенцами нужно разговаривать по-другому», — отметила Рэйчел. Она посоветовала зрителям почаще общаться на «родительском» со своими детьми, ведь это поможет им социализироваться и раньше научит говорить.
Интересное по теме
«Иногда может показаться, что воспитание детей — это соревнование, в котором чем больше вы страдаете, тем больше выигрываете»: как разговоры о привязанности невротизируют современных родителей
Слова Рэйчел подтверждены исследованием 2018 года. Оно показало, что в семьях, где взрослые применяли парентезе, дети к 14 месяцам произносили больше слов, чем в семьях, где этому не уделялось внимания.
А вот еще один отчет, опубликованный в 2020 году. В нем участвовали 48 семей, использовавших родительский язык. Их малыши показали большие успехи в период от 14 до 18 месяцев. У тоддлеров из «парентезе»-семей словарный запас был чуть ли не вдвое больше, чем у «обычных»: 100 слов против 60.
«Дети обученных родителей произносили полноценные слова — такие как „мяч“ или „молоко“ — почти в два раза чаще, чем дети родителей из контрольной группы», — сказал Ферьян Рамирес, автор исследования.
Ранее НЭН опубликовал отрывок из книги логопедессы Евгении Ершовой «Без паники! Что делать, если ребенок не говорит». В книге экспертка делится простыми приемами и ценными рекомендациями, как помочь ребенку в речевом развитии, при этом не подталкивая его и не опережая естественный ход событий.
Еще почитать по теме
«Парадокс привязанности в том, что чем она глубже, тем более самодостаточными и самостоятельными становятся наши дети»: о шести уровнях привязанности между ребенком и его взрослыми