Мой коммунизм: как пропаганда влияет на детей

Власти страны сильно озабочены патриотизмом, работой с подрастающим поколением и историческим образованием молодежи. Для достижения поставленных целей даже собираются возродить пионерию — в новой редакции она будет называться «Большая перемена».
Иллюстрация НЭН

Многие родители обеспокоены и раздражены вмешательством государства в дела семьи. Мамы и папы не знают, как их дети будут реагировать на пропаганду, которая, вне всякого сомнения, будет рекой литься в маленькие розовые ушки.


Что говорить детям? Как обеспечить им объективную и непротиворечивую картину мира? Как не плодить людей с хроническим двоемыслием? Что победит — промывка мозгов или семейное воспитание?


В один прекрасный день я вяло размышляла над идеей домашнего образования для дочери. С одной стороны, я доподлинно знаю, что не вывезу находиться с ней 24/7 в одном помещении, учить ее, и при этом самой как-то успевать работать: она веселый непоседливый экстраверт, я тормознутый интроверт и единственный родитель — в общем, маловато у меня ресурсов для такого подвига. К тому же ей общение необходимо, как воздух, и было бы жестоко запереть ее дома.

С другой стороны, я также доподлинно знаю, что если она будет приносить из школы чушь, я буду очень переживать и яростно опровергать эту чушь. Будет потрачено много слез и нервов, причем моих.

Интересное по теме

Семейное образование: что вам нужно знать, если вы не собираетесь отдавать ребенка в школу

И пока я взвешивала, что лучше: самоуничтожиться в процессе попытки дать ребенку образование дома или отдать ее на растерзание пропагандистам в школе, — у меня разблокировалось воспоминание. Уж я-то точно знаю, как пропаганда воздействует на младшеклассников — я же была ее «жертвой»! Почему в кавычках? Потому что история вышла довольно забавная и хорошо закончилась. Но не всем так повезло.

Вставай, проклятьем заклейменный!

Дорогие читатели, признаюсь честно: с первого по пятый класс я была лютой коммунисткой. Это при том, что я никак не могла застать пионерию, ибо пошла в школу в 1995 году. И где же, вы думаете, я умудрилась сойти с проторенной дорожки? Прямо там, где училась писать и считать!

В моем классе располагалось школьное хранилище учебных пособий. В углу помещения была железная дверь, за которой скрывалась маленькая комнатка, заставленная деревянными стеллажами. Здесь стояли скелеты, валялись гербарии, макеты человеческих органов, модели атома, карты, наглядные пособия и много-много-много книг.

Это были не бесплатные учебники, которые выдавали детям, — те хранились в библиотеке, — а старые и списанные. Особенно много там лежало советских книг для первых-четвертых классов.

Хранилище на замке скорее бывало, чем было, мы в него нередко залезали, а за старыми книгами вообще никто не следил. Очень легко было засунуть парочку в рюкзак, оттащить домой, там прочитать, а потом — вернуть обратно.

А поскольку я читала (и читаю) все, что не приколочено, все эти книги по очереди побывали у меня дома еще до того, как я окончила первый класс. Чем они меня привлекали? Во-первых, взяв одну хрестоматию, можно было занять себя надолго. Во-вторых, кое-каких из этих книг в нашей школьной библиотеке вообще не водилось. В-третьих, эти яркие, красиво проиллюстрированные сборники приятно было даже просто разглядывать.

Но что за произведения в них были напечатаны! Сказки про дедушку Ленина, революционные песни и стихи, обязательный «Мальчиш-кибальчиш» и прочие истории о прекрасном коммунизме и пионерах-героях. Каждое произведение из иностранной литературы дополнялось кратким предисловием о том, почему этот автор — друг нашей прекрасной страны Советов и великий гуманист.

Я очень быстро поверила в социалистическую утопию, горячо поддерживала идеи свободы, равенства и братства и гордилась тем, что живу в Советском Союзе. Потом мне объяснили, что я все-таки немного не в нем. Было очень обидно.

Интересное по теме

Факт или мнение? Как научить ребенка обращаться с информацией и использовать критическое мышление

Это есть наш последний и решительный бой

Тем не менее идея стать пионеркой захватила меня: я запоем читала книжки про Ленина, учила «Интернационал», «Орленка» и советские военные песни, а также горячо восхищалась пионерами-героями.

В 1996 году накануне выборов президента я агитировала родителей голосовать за Зюганова, чтобы тот построил коммунизм и вернул СССР.


Я никак не могла понять, почему в ответ на мои призывы у мамы дергается глазик, а папа ругается матом.


Они тоже не могли понять, как мне объяснить, что я ошибаюсь, считая, что в СССР все было так уж чудесно. Для разговора о репрессиях, революции, коллективизации и цензуре я еще не доросла, так что они, до поры до времени, не делали ничего и просто офигевали.

Лагерь офигевающих был исчезающе мал: в разучивании советских песен участвовали почти все мои старшие родственники. Тети, дяди и бабушка с маминой стороны слушали «Песню о Щорсе» в моем исполнении и приговаривали: «Прямо настоящая пионерочка!»

Мне регулярно рассказывали о том, как отлично жилось при Советах: про счастливое детство, про бесплатное жилье, про высокую покупательную способность денег, про поездки на курорты.

И только бабушка с папиной стороны — она была из раскулаченных — нервно качала ногой и говорила: «Пишут-то и помнят только о хорошем, а жизнь была тяжелая. Один Сталин, ирод, сколько людей загубил!» Я не знала, кто такой Сталин и кто такой Ирод, так что просто до поры до времени недоумевала и отмахивалась от этой информации.

Весь мир насилья мы разрушим

Почему пропаганда государства, которого уже даже не существовало на карте мира, дотянулась до меня и смогла так увлечь?

Даже сейчас вокруг нас тьма осколков советского прошлого, а в 1996 году руины исчезнувшей цивилизации еще можно было принять за обитаемые строения. В каждой семье на большей части посуды и предметов быта стояла цена в копейках. В библиотеках в разделе «Чтение для самых маленьких» треть книжек была о дедушке Ленине, треть — о пионерах, треть — о животных.

Все вокруг пели песни своей молодости, говорили о своем пионерском опыте, а советским феном, который прожаривал уши до хрустящей корочки, мы с мамой пользовались аж до моих пятнадцати лет.


Даже те, кто не считал СССР землей обетованной, транслировали много позитивной информации о жизни в нем.


Папа, например, любил врываться в комнату и будить нас с братом строчками из старых песен и сказок, где фигурировало слово: «Вставай».

«Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов!» — и мы с братом выползали из-под одеял поеживаясь от холода. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» — и в меня прилетала подушка. «Я сегодня до зари встану, по широкому пройду полю», — и мы, зевая, плелись к умывальнику.

Но особенно мне нравилось, когда папа цитировал «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». «Эй, вставайте! — кричал он. — И снаряды есть, да стрелки побиты. И винтовки есть, да бойцов мало. И помощь близка, да силы нету». А я в ответ вопила: «Эй, вставайте, кто еще остался! Только бы нам ночь простоять да день продержаться». Младший брат вздыхал и пытался скрыться от этого дурдома под подушкой, но его все равно извлекали на свет божий.

А на уроках музыки мы учили старые пионерские песни: «Кружится чайка в медленном танце», «Если с другом вышел в путь», и тому подобное.

То есть сама среда способствовала тому, что я верила в прекрасное коммунистическое будущее мира, где все будут равны, станут жить в покое и достатке, а на 120 рублей отцовской зарплаты можно будет покупать много-много мяса, фруктов и конфет.

Интересное по теме

«Школа становится территорией подавления»: главное из интервью Тамары Эйдельман

Кроме того, я была маленькой. До подросткового бунта, когда считаешь себя не такой, как все, и стремишься выделиться, оставалось еще много лет. А в начальных классах хочется совсем другого: быть принятой в компанию, делать что-то хорошее вместе с другими, жить легкой и беззаботной жизнью, посвящая себя понятным и красивым идеалам.

Знаете, чего я желала в те годы? Собирать макулатуру. Помогать старушкам. Облагораживать общественные пространства. Поехать когда-нибудь в «Артек». Петь песни у костра под гитару. Носить красный галстук и даже школьную форму. Стать частью большого — всесоюзного! — коллектива. Ощутить общность с другими и испытать чувство защищенности. Судя по рассказам взрослых и книгам в библиотеке, все это могла предоставить мне пионерия.

Бабушка Пропаганда и дети

Дети очень быстро усваивают информацию, потому что в значительной степени многое принимают на веру. Им сказали, что дважды два четыре, «жи и ши пиши через и», а дедушка Ленин хороший был вождь — они приняли это к сведению и отправились изучать мир дальше.

Детям транслируют, что нужно быть честными и добрыми. Они стараются и считают, что большинство взрослых вокруг них — тоже достойные люди. И когда ребенку начинают рассказывать, что кто-то за все хорошее, против всего плохого — он охотно верит. Он стремится присоединиться к команде героев — настоящей, не мультяшной. Пропаганда предлагает очень простую, манящую, черно-белую концепцию мира: есть хорошие и есть плохие, будь на стороне правды — и будешь в выигрыше. Более того, ты будешь героем!


Мало кто так стремится к великим подвигам, как среднестатистический первоклассник. За осторожными попытками взрослых переубедить его, ребенок видит не более чем трусость.


Пропаганду нередко сравнивают с шорами для лошадей. Шоры позволяют «отсечь» лишнее, убрать это из поля зрения нервной кобылки и — вуаля! — лошадь больше не беспокоится, не отвлекается от своих обязанностей и смирно идет в упряжке. И люди, чью картину мира упростили с помощью пропаганды, ведут себя точно так же.

Пропагандисты делают то, что должен вообще-то делать мозг: превращают набор противоречивых фактов во вполне выносимую действительность. Только мозг, в идеале, эти факты обдумывает, обрабатывает, находит общие знаменатели и отличия — и на выходе мы получаем сложную динамическую модель мира. А пропагандисты часть фактов отметают, другую толкуют в свою пользу, третью принимают лишь частично — и на выходе мы получаем очень простую (хотя иногда довольно неприятно выглядящую) действительность.

Интересное по теме

«Думай своей головой!»: почему дети поддаются влиянию и позволяют другим собой командовать?

Даже самая сложная теория заговора проще, чем настоящая жизнь — неуправляемая, непредсказуемая, внезапная, противоречивая, формирующаяся из миллиардов факторов никак от нас не зависящих и из тысяч — зависящих. Конечно хочется чего-то полегче, чтобы хотя бы представлять, куда катится этот мир и как в нем себя вести.

Очень плохо, что взрослые люди позволяют кому-то рефлексировать за себя. Мышление — это не тот процесс, который следует отдавать на аутсорс. Но это взрослые, которые могут выбирать: думать им самим или принимать готовенькую картину мира (просто добавь воды!).

Но дети-то, дети, откуда должны взять привычку к критическому мышлению?! Пропаганда так легко завладевает умом ребенка, потому что — давайте честно — критическое мышление у младшеклассников просто не приветствуется. Критически мыслящий школьник — головная боль учителей и родителей. Это тысячи вопросов: «Почему так, а не иначе?» Миллионы утверждений в духе: «А я думаю по-другому!» Да кому ж это надо?

Уже в старших классах, когда я приобрела наконец суперспособность обдумывать услышанное, а не тупо его запоминать, этот навык пришелся по нраву только моей учительнице истории. «По крайней мере, Аня в сознании, — говорила она, если я с ней спорила. — Остальным бы тоже не мешало проснуться и высказать свою точку зрения». Большинство же ее коллег втайне, а то и явно, считали меня Ламбертом.

Так победим (или нет)

Чтобы разрушить злые чары пропаганды, родитель должен сделать сразу несколько сложных, в первую очередь для себя, вещей. Он должен посягнуть на представления ребенка о безопасности мира и честности людей. Подвергнуть сомнению авторитет взрослых. Предложить альтернативные источники информации. Научить ими пользоваться. Раскрыть замалчиваемые пропагандой факты — а они часто бывают печальными, болезненными, а то и кровавыми (и почти всегда — совершенно неподходящими для детей).

Интересное по теме

7 книг, которые помогут детям развить критическое мышление

Именно поэтому мои родители и не пытались меня переубедить класса до пятого. А потом мама осторожно начала рассказывать мне про плановую экономику, репрессии и железный занавес. Затем я пошла расспрашивать о детстве бабушку. Та отвечала неохотно (но отвечала).

«Отца раскулачили и отправили в лагерь, а нас с мамой и сестрами выслали в Сибирь, — говорила она. — Пока ехали, младшая сестра подхватила воспаление легких, и мама тоже заболела — обе чуть не умерли. Когда приехали, вырыли тут, на окраине, землянку, в ней и жили первое время. До войны все было неплохо, я в школу ходила, а в 1941 году пришлось ее бросить. Трудности с продуктами, и зимней обуви не было. Я первое время обматывала ноги старыми шалями и все равно ходила — я же хорошо училась. А потом и шалюшки истерлись. В пятнадцать пошла работать — грузила уголь. Вот у меня медаль за это труженицы тыла».

Бабушка оставила школу как раз в пятом классе. Она помнила очень много стихов, часто и с явным удовольствием читала наизусть Некрасова, Лермонтова и Пушкина. Видно было: ей жалко, что она так мало училась.


Когда я узнала обо всем этом, коммунисткой мне больше быть не хотелось. Все мое желание стать пионеркой прошло, как сон златой.


Впрочем, «Песня о Щорсе» мне все-таки пригодилась спустя почти двадцать лет: она отличная колыбельная, отвечаю.

Но я думаю о том, как легко и просто пропаганда захватила мой разум. Я думаю: а что чувствовали мои родители, когда их дочь хотела назад в СССР, из которого они только-только выбрались? Я думаю: а что почувствую я, если дочь принесет из школы идеи, вызывающие у меня глубочайшее отвращение? Как я буду ее переубеждать и буду ли, если факты, с помощью которых это предстоит делать, будут слишком жестоки? Не опасно ли это — говорить ей прямо противоположное тому, что внушают в школе? Не будет ли она чувствовать себя одинокой из-за своей позиции? А что, если мне придется просить ее скрывать свою точку зрения, чтобы не подвергать нас опасности? А если я не буду противостоять влиянию школы, не обрушит ли это наши отношения?

Ведь то, что я окунулась в коммунизм с головой и легко из него вынырнула, на самом деле ни о чем не говорит. Я оглядываюсь и вижу вокруг множество людей моего возраста, которые пережили похожее и не вынырнули.

И все, на что я надеюсь — это на то, что мне удастся стать для дочери тем взрослым, чье мнение в критический момент будет для нее важным. Стать не той, с кем нельзя спорить, но той, на чью экспертность можно будет положиться. Я горячо надеюсь, что мои способности к объяснению сложного перевесят способности ее классного руководителя или завуча по воспитательной работе.

Впрочем, резервный план самоуничтожиться в процессе попытки учить дочь дома, все еще в силе.

Понравился материал?

Поддержите редакцию!
Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...