Интересное по теме
Не стар, а superstar: пожилые люди, которые могут все
Они чем-то похожи на подростков, только с большими домами, дорогими простынями и правильным чаем.
Впервые термин «Queenager» использовала Элеанор Миллс, журналистка и бывший редактор издания Sunday Times. Он образован от английских слов queen (королева) и teenager (подросток).
Так называют женщин в возрасте 45-65 лет, проживающих тот особый этап, когда с одной стороны, большая часть жизни уже позади, с другой — впереди еще очень многое. Эти женщины — взрослые опытные, уверенные в себе и пока еще полны сил. Как и подростки, они переживают гормональные изменения, которые ведут их к новой версии себя — часто более свободной и открытой. Они полны любопытства и энергии, но лишены подростковых проблем и метаний.
Элеонор Миллс поясняет: «Это как снова быть подростком, но с собственным домом, дорогими простынями и правильным чаем».
Как правило, к этому моменту женщины уже успели состояться в профессиональном плане (или даже выйти на пенсию) и вырастить детей. Они прошли через самые разные жизненные ситуации: брак, рождение детей, развод, карьерные подъемы и падения, и знают, как справляться с проблемами. Преодолели кризис середины жизни и наконец научились жить в мире с собой. Им больше не нужно выполнять «обязательную программу», чтобы продемонстрировать, что они хорошие жены, мамы, дочери. Им в принципе уже не надо ничего и никому доказывать.
Наступает золотой период, когда можно просто жить. Обдумывать, какими будут следующие годы, но не забывать получать удовольствие от того, что есть здесь и сейчас. И это не только семья и дети, но также дружба, путешествия или дело, которое приносит ощущение счастья.
Квинейджеры — это сравнительно новое явление. Никогда раньше зрелые женщины не играли столь заметной роли в обществе. Еще несколько десятилетий назад мы надеялись иметь возможность управлять хотя бы собственной жизнью, а теперь женщин-квинейджеров можно назвать движущей силой экономики и культуры во многих странах.
По статистике, в США именно женщины в возрасте 45-60 лет принимают более 90% решений о крупных покупках в семье и часто превосходят миллениалов по расходам.
Женщины 50+ тратят в 2,5 раза больше среднего человека, особенно на цифровую, автомобильную и финансовую продукцию. Их называют самым здоровым, богатым и влиятельным поколением женщин в истории.
В Великобритании, согласно анализу Centre for Economic and Business Research (CEBR), к 2025 году женщины станут владельцами примерно 60% национального богатства.
Квинейджеры также активно трансформируют такие отрасли, как туризм, велнес и мода, становясь одной из самых влиятельных потребительских групп.
Согласно исследованию AARP, женщины 50+ тратят на путешествия больше, чем любое другое поколение, а спрос на индивидуальные путешествия, оздоровительные ретриты, йога-туры и культурные поездки для зрелых женщин растет с каждым годом. В ответ туристические компании предлагают специальные программы, например, туры «для перезагрузки» или приключенческие маршруты без возрастных ограничений. Курорты также разрабатывают специальные пакеты с учетом гормональных изменений и восстановительной терапии.
Параллельно развивается рынок моды. В Великобритании рекламные кампании Marks & Spencer, No7, Boden и Me+Em все чаще используют моделей старше 45, и акцент в них делается на функциональность, качество и индивидуальность, а не на возможность выглядеть моложе.
По мнению аналитиков WGSN, зрелые женщины — не только потребительская ниша, они задают новые тенденции, меняют стандарты красоты. Люди сейчас живут дольше, а качество жизни значительно улучшилось. Возраст теперь ассоциируется не с болезнями и слабостью, а с активностью и здоровьем. Вечная юность больше не является единственным эталоном красоты.
Интересное по теме
Не стар, а superstar: пожилые люди, которые могут все
И все же, жизнь квинэйджеров не безоблачна, в немалой степени проблема заключается в отношении общества к зрелым женщинам. По данным платформы NOON, более 50% женщин 45–60 лет чувствуют себя невидимками как для общества, так и для масс‑медиа. Им адресовано менее 10–12% рекламы, ведь они не считаются интересной для рекламодателей аудиторией.
Часто средства для ухода за зрелой кожей или спортивные комплексы, обещающие гибкие суставы и оздоровление пожилым, рекламируют совсем молодые модели
Многие женщины 50+ сталкиваются сразу с несколькими стрессовыми событиями: менопауза, развод (существует отдельный термин, «седой развод», для пар, которые расстаются в зрелом возрасте), необходимость ухаживать за престарелыми родителями. Чаще всего, при этом они не получают поддержки от работодателей и общества, и из-за эмоциональной перегрузки бывают вынуждены уйти с работы.
Эти женщины чаще всего уже не должны ухаживать за детьми, но продолжают выполнять ключевую работу, включая стратегическое мышление и наставничество, поэтому их уход означает серьезные потери для компаний. Это явление, которое называют «вторым интеллектуальным оттоком», может серьезно подорвать продуктивность бизнеса и ослабить экономический рост. Один из отчетов Федерального комитета Великобритании говорит о том, что уход 10% женщин с работы из-за менопаузы обходится экономике и бизнесу примерно в £1,5 млрд ежегодно.
Интересное по теме
«А ребеночка ты родить можешь, ягодка?»: о том, почему женщина — это не только молодость и способность к материнству
Женщины в возрасте 50+ часто сталкиваются с эйджизмом в корпоративной среде: они реже получают повышение, им сложнее менять работу или вернуться в карьеру после перерывов. Эйджизм усугубляется «невидимостью»: работодатели и коллеги часто игнорируют проблемы, возникающие с возрастом, включая менопаузу, воспринимая их как личные, а не организационные вопросы.
Термин «менопаузальный разрыв» (menopause gap) описывает феномен, когда женщины покидают работу из-за отсутствия поддержки при менопаузе. Исследование RoSPA показало, что примерно 23% женщин увольняются именно по этой причине, а 41% женщин 50–60 лет заявляют, что менопауза повлияла на их возможность работать. Однако при этом 70% женщин не сообщают об этом работодателю из-за стыда или страха непонимания.
Хорошая новость в том, что ситуация меняется. Многие компании вводят меры поддержки женщин во время менопаузы. Например, компания Channel 4 предлагает гибкий график, доступ к «прохладным комнатам», специальные выходные, консультации и обучение HR‑специалистов по вопросам менопаузы.А такие компании как Royal Mail, Co‑op, Santander, Tesco взяли на себя обязательства вводить реальные меры поддержки женщин, включая оплату HRT‑терапии, изменение униформы, консультации и работу горячих линий.
Квинейджеры активно участвуют не только в развитии экономики, но также формируют культурную повестку: они запускают подкасты, пишут книги, снимают фильмы, создают бизнесы и становятся менторами для младших поколений.
Общество меняется медленно, и женщинам еще долго придется сталкиваться с эйджизмом, пренебрежительным отношением и попытками вычеркнуть их из жизни после завершения возраста фертильности, сделать невидимыми.
Но все больше знаменитых женщин открыто говорят о себе, об изменениях, связанных с возрастом, о том, что после пятидесяти есть жизнь, и она бывает прекрасной. Среди них Джиллиан Андерсон, Дрю Бэрримор, Эмма Томпсон.
Постепенно общественное восприятие возраста меняется. Женщины начинают осознавать, что зрелость — это не конец, а начало новой фазы, которая приносит внутреннюю опору, четкие приоритеты и свободу быть собой без необходимости соответствовать чужим ожиданиям.
Тот этап, когда ты вполне можешь себе позволить быть и королевой, и подростком одновременно.
Еще почитать по теме
«Ей 45, а она до сих пор любит секс, вот это да!» Кто такие late bloomers и почему нам пора перестать стесняться своего возраста?