Плодитесь и размножайтесь: как было устроено деторождение в библейские времена

Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его... так стоп, а где женщины? Рожали ведь они.

Birth of Esau and Jacob by François Maitre

В Библии практически нет описания родов. Это неудивительно, книга писалась мужчинами и для мужчин. Даже рождение христианского спасителя описано довольно поверхностно: родила в пещере, спеленала, положила в ясли. А где долгие часы схваток? Крики боли? Были ли у Марии помощники?

И вообще, как рожали библейские женщины? Мы решили разобраться.

Муки рождения

Вернемся к Марии и ее родам. Как писалось выше, о том, как рожала Мария, в канонических текстах написано мало. Чуть больше информации в Апокрифических источниках (отвергаемых церковью). Так в «Протоевангелии Иакова» рассказывается, что когда Мария почувствовала схватки, Иосиф пошел искать повитуху, но когда привел ее, Мария уже родила.

В Евангелии от псевдо-Матфея все еще интереснее: Иосиф привел к пещере двух повитух — Гелому и Саломею. Но, опять же, они опоздали — малыш родился. Саломея усомнилась в том, что Мария девственница и решила провести ручной гинекологический осмотр. Но как только она дотронулась до тела молодой матери, ее рука тут же иссохла.

Саломея с отсохшими руками (слева).

Женщины, родившие ребенка вагинально, в этом месте должны зааплодировать! Потому что ручной осмотр после родов — это ад.

Конечно, женщина сразу все поняла и признала Марию девственницей, а ее сына спасителем мира (и руки ей вернули).

В некоторых текстах говорится, что Мария не чувствовала родовой боли, потому что ее ребенок был непорочно зачат.

Вообще, боль во время родов женщины — основополагающее правило в библейской культуре. Ева, которая вкусила запретный плод, была наказана богом: «Я мучительной сделаю беременность твою: в страдании ты будешь рожать детей» (Бытие 3:16).

Еще один пример безболезненных родов описан в Талмуде. Иохаведа, мать Моисея (та самая, которая спасла его, отправив младенцем в корзине по реке), тоже не испытывала боли во время беременностей и родов. Из этого делается вывод: праведные женщины освобождены от приговора, вынесенного Евой.

Так что если кто-то из ваших знакомых рассказывает, что рожать не больно, знайте — они святые (ну, или их не существует).

Смерть в родах

В библейские времена считалось, что родить мальчика труднее и болезненнее, чем девочку. Например, подобное сравнение можно найти в истории Рахили, жены Иакова: «Они покинули Вефиль и были уже недалеко от Ефрафы, когда Рахиль начала рожать, и роды были очень трудные. Она сильно мучилась, и женщина, принимавшая роды, сказала ей: „Не унывай, говорит, ты родишь сына; хотя и мучат тебя боли, но все-таки будешь иметь сына“». (Бытие 35:17). После родов Рахиль умерла.

Рождение Вениамина и смерть Рахили. Чиньяроли, Джамбеттино, 1706–1770

Кстати, Талмуд находит объяснение смерти во время родов: «Женщины умирают во время родов за то, что они совершили три греха: если они не позаботились о выполнении мицвот нидды (очищения), халы и зажжения субботних свечей». Проступки женщины накапливаются, и она наказывается в то время, когда наиболее уязвима.

Повитухи

Повитуха (мейаледет) играла важную роль в рождении новых людей. Она была и врачом, и акушеркой, и доулой в одном лице.

После родов именно повитуха определяла первенца в случае, если была двойня.

История с двойней в Библии тоже есть. Фамарь рожала близнецов от Иуды, своего свекра (не спрашивайте). Во время родов первой появилась ручка, и повитуха повязала на нее красную нить, чтобы обозначить первенца (первенец наследует от отца, это важно), но ручка спряталась. А затем произошло самое интересное — первым родился мальчик без красной нити на руке, а тот, кто должен был быть первым, родился после. Так появились на свет Фарес и Зара (Бытие 38:28).

Но вернемся к повитухам.

Во II веке нашей эры Соран Эфесский, греческий врач, практиковавший в Александрии и Риме, описал, какими качествами должна обладать хорошая повитуха: она должна быть грамотной, остроумной, чуткой, с хорошей памятью и желанием трудиться. У нее должны быть здоровые конечности, тонкие длинные пальцы без ногтей, тихий нрав, а еще она должна быть свободна от суеверий.

Главными повитухами Ветхого Завета считаются — Шипра и Фуа. Они работали тандемом — Фуа звала мать по имени, тем самым налаживая контакт с роженицей, а Шифра успокаивала и очищала новорожденного.

Возможно, в Библии не нашлось бы места каким-то там повитухам, которые помогали женщинам рожать детей, если бы не эта парочка.

Когда египетский фараон приказал повитухам умерщвлять всех новорожденных еврейских мальчиков, они не подчинились. А когда фараон спросил, какого черта они его ослушались, повитухи схитрили и сказали, что еврейские женщины рожают до прихода помощниц (Исход 1:19). Таким образом они спасли много малышей и вошли в историю.

«Список в роддом»

Современный список необходимого в роддом может составлять около ста пунктов, а был какой-то список в библейские времена?

Был! Греческий врач Соран Эфесский, работавший в Риме во II веке нашей эры, составил список всего, что необходимо женщине для родов:

  • масло для смазки;
  • теплые припарки для облегчения болей;
  • морские губки для бережного мытья тела;
  • куски шерстяной ткани, чтобы прикрыть половые органы;
  • бинты для пеленания новорожденного;
  • подушка, на которую кладут ребенка в ожидании рождения последа;
  • приятные запахи, например, ком земли, ячменная крупа, а также яблоко или айва (чтобы оживить роженицу в случае необходимости).

Да, и хорошо бы иметь для родов две кровати — одна потверже на время схваток, вторая помягче, чтобы женщина отдыхала после. А вы говорите, «не забудь гигеничку»!

Интересное по теме

Подмывать девочек следует от срама к гузну: как бы выглядели советы молодым родителям без использования иностранных слов

Роды

Согласно описаниям в Библии, женщины в процессе родов либо рожали сидя на корточках, либо на специальном стуле для родов, либо садились на чьи-то колени (Бытие 30:3). Женщины не рожали лежа, пока в XIX веке врачи-мужчины не стали вытеснять повитух.

Роженицу окружали близкие женщины, — ее родные и подруги. Женщины работали посменно: поддерживали под руки, протирали лицо и тело от пота, делали массаж.

Женщина видела, как рожали многие другие, поэтому знала, чего ожидать.

Родившая женщина описана Исаией как «согнувшаяся от боли, потому что схватки одолели ее». (Исаия 4:9)

Уже тогда заметили, что у первородящих роды были более продолжительными и сильными: «Ибо я слышал голос роженицы и муки рождающей первого ребенка». (Иеремия 4:31)

Рождение Исава и Иакова, Франсуа Мэтр, около 1475 года

Также в Библии есть упоминания о том, что отец мог присутствовать при рождении и взять новорожденного сразу после родов, хотя фактическое рождение видеть было запрещено. Говоря современным языком, папа мог быть с роженицей во время схваток, а на потуги его просили подождать за дверью.

Уход за новорожденным

После родов повитуха перерезала пуповину, омывала малыша, а затем хорошенько натирала солью (Иезекииль 16:4).

Пока больше звучит как рецепт от Джейми Оливера, но соль, а иногда и раствор вина использовались как антисептик.

Потом новорожденного смазывали оливковым маслом, чтобы успокоить кожу, и заворачивали в грубо сплетенные льняные полоски. В Евангелии от Луки говорится, что Мария из Назарета, мать Иисуса, завернула своего новорожденного сына в полоски ткани.

На картине Беллини «Представление Иисуса в храме» изображен младенец Иисус, завернутый в такие пеленки.

Считалось, что пеленальные ленты выпрямляют кости ребенка по мере его роста. Головой тоже манипулировали, чтобы вернуть ей форму после родов.

Видите, раньше в форму после родов приводили детские черепа, а не женское тело.

Есть мнение, что у вавилонян были круглые головы, потому что повитухи не были достаточно компетентны, чтобы придать голове правильную форму.

Послеродовой период

После родов женщина считалась нечистой и не могла посещать храм и прикасаться к святыням. Причем, если рождался мальчик, нечистой она считалась семь дней и затем следовали еще 33 дня очищения. А если рождалась девочка, то сроки увеличивались в два раза. (Левит 12:2-8)

После всех дедлайнов новоиспеченная мать должна была принести в храм однолетнего ягненка и голубя в жертву за грех.

Какой грех?

Талмуд объясняет, что женщина обязана приносить жертвы, потому что, вероятно, во время родов она поклялась никогда больше не иметь отношений со своим мужем. И поскольку об этом обете она позже пожалеет, нужно принести жертву за свои опрометчивые слова.

Где еще читать НЭН

У нас есть не только сайт

.

Где еще читать НЭН

У нас есть не только сайт

.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...