Гений и злодейство Василия Шукшина: каким мужем и отцом был знаменитый режиссер

25 июля 1929 года родился Василий Шукшин: знаменитый актер, писатель и режиссер. Во всех трех ипостасях Василий Макарович более чем состоялся — рядом со списком его регалий нередко можно встретить слово «великий», а именем Шукшина названы библиотеки, скверы, университет, улицы и несколько теплоходов.

Василий Шукшин. Кадр из фильма «Калина Красная», 1973
Кадр из фильма «Калина Красная», 1973

Шукшина-актера обожали по всей России, его режиссерские работы удостоены всевозможных премий, из-под его пера вышли два романа, несколько повестей, пьес и сотни рассказов. Но вот как семьянин он был объективно плох. О жизни, романах и детях Василия Шукшина расскажем ниже.

Сын врага народа

Василий Шукшин родился в селе Сростки в 1929 году. Отца Василия Макара Шукшина в 1933 году арестовали как участника антиколхозного заговора и вскоре расстреляли. Мать будущего писателя осталась одна с двумя маленькими детьми на руках — с Василием и Натальей. Чтобы не подвергать семью лишней опасности, Мария Шукшина записала детей на свою девичью фамилию — Попова. С этой фамилией Василий и жил до получения паспорта (так что если в Сростках вам предложат посидеть за партой Василия Шукшина не верьте, за нею сидел Василий Попов!).


Семье жилось трудно, все хронически недоедали, Марии приходилось много работать. Василий запомнил, что мать часто болела и он все время боялся, что она умрет.


Но трудные времена кончились: Мария, оправившись после гибели первого мужа, вышла замуж повторно — за односельчанина Павла Куксина. Василий Макарович вспоминал о нем, как о «втором отце», говорил, что отчим у него был «человеком редкого сердца, добрым и любящим». Но отчим погиб на Курской дуге, и у семьи снова началась черная полоса в жизни.

Василий ходил в школу, много читал, участвовал в самодеятельности, но при этом был троечником. По литературе у него была блестящая и красивая пятерка, а на все остальные предметы ему было бы совсем наплевать, если бы мама не отбирала книжки за плохие отметки. Вася пытался читать втайне и по ночам, при свете самодельной лампы-жировушки, и один раз даже случайно прожег одеяло, но мать была бдительна, и подтягивать успеваемость все равно приходилось.

Студент, слесарь, моряк

В 1944 году Василий закончил школу-семилетку и отправился в Бийск, чтобы поступить в автомобильный техникум. Тут он тоже не блистал в учебе, много прогуливал и имел проблемы с дисциплиной. Техникум Шукшин так и не окончил — вернулся в Сростки, устроился работать в колхоз, чтобы помогать матери и сестре. Но в 1946 году опять уехал — уже в Подмосковье. Там он нанялся работать слесарем в тресте «Союзпроммеханизация». Благодаря этой работе он побывал на стройке нескольких заводов, железных дорог и электростанций.

В 1949 году парня призвали в армию. Он получил специальность радиста, служил на Черноморском флоте. Армия стала важной вехой в жизни Шукшина — здесь он участвовал в работе драмкружка и писал свои первые рассказы, которые зачитывал вслух товарищам. Сослуживцы запомнили его как много читающего и неразговорчивого человека. В 1952 году Василия комиссовали из армии из-за язвы желудка.

Учитель словесности

Шукшин вернулся в Сростки, сдал экзамены на аттестат зрелости и устроился работать в Сростинскую школу сельской молодежи — это была школа для взрослых парней и девушек, которые по каким-то причинам не смогли закончить обучение в детстве. Василий преподавал русский язык и литературу.

Несмотря на достаточно молодой возраст и отсутствие специального образования, он успел посидеть даже в кресле директора. Шукшин считал себя неважнецким учителем, но был рад, если мог рассказать что-то интересное и пробудить тягу к знаниям. Однако он чувствовал, что преподавание — не его стезя, его путь — это литература.

Интересное по теме

«Не надо преувеличивать и говорить, будто у нас была дружная семья»: отцовство Владимира Высоцкого в воспоминаниях второй жены и сына

Снова студент

Василий Шукшин был вполне в себе уверен и в 1954 году решил поступать в Литинститут. Чтобы собрать его в дорогу, мать продала корову, чем в очередной раз доказала свою беззаветную любовь к сыну.

Но когда парень приехал в Москву, он узнал, что для поступления в Литинститут нужны опубликованные произведения. У Шукшина же из опубликованного было две статьи в сельской газете на тему педагогики, и те он с собой не захватил.


Второй коровы у Марии Куксиной не водилось, так что надо было задержаться в столице во что бы то ни стало.


Василий решил подать документы в Историко-архивный институт. Однако тут случилась судьбоносная встреча: Шукшин познакомился с режиссером Иваном Пырьевым, который посоветовал парню подать документы во ВГИК. На устных экзаменах Василий получил невысокие оценки, зато все письменные сдал на отлично — и оказался на режиссерском факультете в мастерской Михаила Ромма.

Шукшин обладал противоречивым характером: с одной стороны, он был склонен к загулам и раздолбайству, с другой — хотел преуспеть во всем, чем занимался. Он стеснялся своего деревенского происхождения и оценок в аттестате, и отлично понимал, что у него в знаниях есть серьезные пробелы. Поэтому он упорно грыз гранит науки, хотя и бывал периодически из-за этого чуть ли не на грани нервного срыва.

Интересное по теме

Мамина радость, неверный муж и отец-праздник: каким семьянином был король рок-н-ролла Элвис Пресли?

Актер

Первой актерской работой Шукшина была роль в учебном фильме Андрея Тарковского «Убийцы», который он снял в 1956 году. В 1958 году Василий появился во второй серии «Тихого дона» в крошечном эпизоде — он изображал матроса, выпадающего из-за плетня. Так бы и шла его карьера от крошечного эпизода к эпизоду побольше, если бы не Тарковский, который не забывал товарища. В 1957 году он порекомендовал Шукшина режиссеру Марлену Хуциеву, который снимал картину «Два Федора».

Вообще-то Василий должен был исполнять обязанности помощника режиссера (и делал это вполне хорошо), но Хуциев разглядел в нем характер и потенциал, так что решил снять Шукшина в главной роли. Шукшин согласился, но и обязанности помощника не бросил: он был собран, профессионален, работал на совесть и был в курсе всего, что происходит на площадке.

Начинающего актера начали звать в кино и другие режиссеры. Его снимали охотно и часто, фильмография пополнялась, а вот дипломная режиссерская работа не двигалась. В 1960 году он наконец взялся за съемку своего первого фильма, для которого написал сценарий, выступил режиссером и сыграл главную роль. Шукшин был довольно известным режиссером и писателем, но параллельно с этим шла в гору и его актерская карьера — в кино он снимался до самой смерти.

Писатель

Михаил Ромм посоветовал Шукшину не работать в стол, а посылать рассказы в журналы и издательства. В 1958 году напечатали его первый рассказ в журнале «Смена», но публикация осталась незамеченной, что довольно сильно расстроило писателя и заставило его сделать небольшой перерыв в творчестве.

Вскоре Шукшин стал вполне издаваемым писателем, и уже в 1963 году вышел первый сборник его рассказов. Знаменитые современники благосклонно оценивали Шукшина как автора. Александр Твардовский писал: «Ухо у него поразительно чуткое, авторская речь послабей». А с Беллой Ахмадулиной у Василия Макаровича даже завязался бурный роман, правда, длился он не очень долго.

Режиссер

Шукшин был успешным режиссером, который по-крестьянски находил в работе применение всему, что его окружало. Он составлял сценарии из собственных рассказов, снимал кино на родном Алтае, приглашал на главные роли своих хороших друзей, в роли жены и детей снимал жену и детей, сам исполнял главные и эпизодические роли, а в качестве массовки использовал земляков, пришедших посмотреть, чего добился простой парень из Сросток.

На сдержанную и простодушную манеру Шукшина-режиссера обращали внимание критики. При этом он умел признавать свои ошибки. Например, фильм «Странные люди» провалился в прокате. Шукшин сидел в зрительном зале и видел, как люди буквально уходили с сеанса. Позже он писал: «Я, как никогда, остро почувствовал, что зрительский опыт — великая штука. Я пренебрег им — и разговора со зрителем не получилось».

«Печки-лавочки» и «Калину красную» люди не просто досматривали — эти фильмы и собрали хорошую кассу и получили несколько важных наград на кинофестивалях.

Хороший сын и брат

До конца жизни Шукшина у матери и сына были весьма теплые отношения — Мария обожала старшего ребенка, и это было взаимно. Позже, когда знаменитый писатель уже жил в Москве, он регулярно обменивался письмами с мамой, купил ей дом и построил баню, часто приезжал в гости и привозил в Сростки друзей.

Мария Куксина не то чтобы баловала сына — на это у нее не было ресурсов, но она всегда в него верила и поддерживала. Помните проданную корову? Корова в крестьянском хозяйстве — это большая ценность и подспорье. Корову называли «кормилицей». Но Мария продала скотину, чтобы сын имел возможность учиться в Москве. И Шукшин ни на минуту не забывал об этой корове, о том, как много и тяжело работала мать, о том, что она для него сделала.

Шукшин писал матери трогательные письма, сам приезжал нечасто — съемки. Но если приезжал — не мог сдержать волнения и старался как можно больше времени проводить с мамой. Он часто говорил, что если она умрет — он этого пережить не сможет. А вышло по-другому: Мария Куксина на пять лет пережила своего старшего сына и писала ему письма даже после его смерти.

Сестру Василий Макарович тоже всегда поддерживал, а своим племянникам он заменил отца. От деревенской родни, которая останавливалась на денек-два у Шукшина, страдали все его женщины: режиссер не мог отказать членам своей семьи, если им нужна была временная крыша над головой.

Интересное по теме

«Андрей боялся оставаться с маленькой Манечкой наедине»: каким отцом и отчимом был Андрей Миронов

Муж объелся груш

Насколько мил и добр был Шукшин в образе сына и брата, настолько же он был плох в образе мужа и отца. Начать надо с того, что Василий Макарович Шукшин, по чести говоря, был многоженцем. В этом была не только его вина, конечно, но сама история очень показательна.

Впервые Василий Шукшин женился в 26 лет году на своей односельчанке Марии Шумской. Молодые люди познакомились в школе, а потом достаточно долго переписывались. После первого курса Шукшин вернулся на каникулы домой и решил отвести Марию под венец.

Девушка была очень красива, из хорошей семьи, работала в школе — все родственники Шукшина радовались такой партии. А из ЗАГСа новоиспеченный муж вернулся один и в расстроенных чувствах. Рвал на груди рубаху и приговаривал: «Вот это женитьба! Ну и женился!»

Оказалось, что муж и жена поссорились прямо у дверей ЗАГСА: Шукшин хотел увезти Марию с собой в Москву, Мария боялась неустроенности и непредсказуемости столичной жизни, хотела остаться в Сростках.

Судя по всему, у молодых не было даже первой брачной ночи, потому что Мария опасалась, что забеременеет и останется в деревне одна с ребенком на руках. Шукшин из-за этого сильно обиделся, собрал вещи и уехал обратно в Москву. Там его закружила столичная жизнь, в которой, конечно, были и романы. Так что в 1957 году Василий Макарович написал Марии Шумской письмо, в котором попросил развода. И… Мария ему развода не дала! Шукшин еще немного поупрашивал законную супругу, да и бросил это безнадежное дело.

Жизнь на месте, однако, не стояла, и у актера случались не только легкие интрижки, но и вполне серьезные романы с прицелом на брак. Поскольку он уже был женат, от потенциальных невест Шукшин просто прятал паспорт.


Потом он этот паспорт «потерял», а когда оформлял новый «забыл» упомянуть, что он состоит в браке.


Писатель состоял в отношениях с несколькими женщинами одновременно: на Марии Шумской был женат официально, дочь писателя Анатолий Софронова — Виктория — родила от Шукшина дочь. Не завершив отношения с Викторией, Шукшин женился на Лидии Александровой, а вскоре встретил Лидию Федосееву, с которой прожил до конца своей жизни и которая родила от него двух дочерей.

Все женщины Шукшина столкнулись с его тяжелым характером: он был ревнив, скуп на проявления чувств, вспыльчив, скрытен и влюбчив.

По крайней мере двух своих женщин Шукшин подвергал физическому насилию — Лидию Александрову и Лидию Федосееву.

Александрова рассказывала не раз о своих отношениях с актером и не стеснялась в выражениях: она описывала, как Шукшин ее бил, как угрожал убить, если она ему изменит, как она однажды стукнула его сковородкой в попытке защититься. Вокруг молодой актрисы из-за ее отношений с Шукшиным образовался вакуум: режиссеры боялись предлагать ей роли, знакомые не звали ее в гости и сами не приходили, опасаясь скандалов.

Лидия Александрова оказалась в абьюзивных отношениях из которых не видела выхода. Узнав о беременности от Шукшина, она не стала рожать ребенка, потому что примерно в это же время узнала о его изменах. Женщина сделала аборт.


Много лет спустя она говорила: «Я благодарна судьбе, что Шукшин исчез из моей жизни».


Очень понятное чувство для жертвы абьюза. Причем, в соответствии со старинным обычаем, актрису регулярно обвиняют в том, что, рассказывая о своих страданиях, она наживается на памяти великого человека.

Однако Лидия Чащина (Александрова) не единственная женщина, которая вспоминает Василия Шукшина как домашнего тирана. Лидия Федосеева неоднократно говорила о том, что Шукшин был любовью всей ее жизни, но и она не раз упоминала о случаях избиений. Режиссер мог наброситься на жену с кулаками, если она припозднилась, возвращаясь со встречи с друзьями.

Федосеевой он тоже угрожал убийством, причем наличие общих дочерей его никак не останавливало — дети тоже были поводом для скандалов. Однажды Лидия Федосеева отправилась с подругами в клуб, а дочек оставила с несовершеннолетней племянницей. Шукшин пришел домой раньше жены, впал в ярость и, когда Лидия вернулась, запустил в нее топор.

Все биографы Шукшина говорят о его «непростом характере». Под этим изящным определением скрывается не только привычка бить жен, но и банальный алкоголизм. Василий Макарович любил выпить, а в состоянии опьянения совершенно «терял берега»: он дрался, ругался, запугивал и избивал своих женщин, нарывался на ссоры с товарищами. А наутро он трогательно раскаивался и извинялся.

Проблемы с алкоголем были не все время: Шукшин мог не пить довольно долго, если у него было важное дело — съемки или работа над новым произведением. В это время он проявлял чудеса трудолюбия, являл собой образчик собранности и профессионализма. Но как только работа заканчивалась, начинался запой.

Отказаться от алкоголя Шукшина заставил только поистине ужасный случай: он потерял коляску с дочерью Машей где-то в парке. Встретился с другом, слово за слово… Когда он опомнился и понял, что понятия не имеет, где ребенок, то пришел в ужас. Поклялся, что если найдет дочь живой и здоровой — бросит пить. Коляска нашлась. Пить бросил. Впрочем, серьезный урон своему здоровью к тому моменту он уже нанес.

Три дочери Шукшина

Как мы помним, Лидия Александрова (Чащина) рожать ребенка Шукшину не стала. Но у него и без этого было достаточно много детей. В 1965 году Виктория Софронова родила от Шукшина дочь — Екатерину Васильевну Шукшину. С Викторией актер расстался, и она изъявила желание растить дочь в одиночестве, потому что ребенку нужна спокойная и надежная атмосфера, а не все эти страсти и скандалы. Со старшей дочерью Шукшин общался нечасто, но беспокоился о ее благополучии.

В 1967 году у писателя родилась еще одна дочь — Мария Шукшина, а через год на свет появилась Ольга Шукшина. Василий дочерей любил, но времени на них у него было, объективно говоря, немного. В 1972 году он вышел из положения изящно, взяв детей на съемки фильма «Печки-лавочки». Так началась актерская карьера сестер Шукшиных. Только у Марии она сложилась удачно, а у Ольги не задалась.


Сама Мария на вопросы о Василии Макаровиче поначалу отвечала, что у нее очень мало воспоминаний и все они тяжелые.


А в 2009 году она взялась за съемку документального фильма «Расскажите мне о моем отце». В нем она спрашивала его друзей и родственников о том, каким родителем был Шукшин. Ответ был предсказуемым — Шукшин, как и большинство успешных актеров того времени, был отцом занятым. Он редко бывал дома и явно не имел возможности систематически воспитывать детей. Но он к ним хорошо относился, и точно не бил. Хотя наверняка малышки бывали свидетельницами ссор родителей — потому что бросить пить можно, а бросить сложный характер нельзя.


Впрочем, отцом Шукшину довелось быть недолго. В 1974 году Василий Макарович согласился сниматься в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». У актера были серьезные проблемы с сердцем и периодически обострялась язва желудка, но он не решался замедлить свой темп жизни. Ночью 2 октября у Шукшина случился инфаркт миокарда. Он умер во сне, в своей каюте на теплоходе «Дунай». Его дочерям было девять, семь и шесть лет соответственно. Ни у одной из них не осталось большого количества значимых воспоминаний об отце.