Во время общения мозг человека «настраивается» на своего собеседника за счет «считывания» его психофизиологического, когнитивного, эмоционального состояния. То же самое происходит в отношениях между матерью и ребенком — более того, такая синхронизация отражает родительскую чувствительность.
Чувствительность проявляется в способности родителя замечать физиологические, поведенческие и психические сигналы ребенка, на самом деле демонстрирующие его потребности, а также в стремлении реагировать на них оптимальным образом. Нарушение синхронизации, которое вызывается стрессом, мешает «считывать» эти сигналы.
В исследовании приняла участие 31 детско-родительская пара. Взрослые должны были заполнить онлайн-анкеты на наличие стресса и его степени, а после вместе с детьми поучаствовать в просмотре анимационного фильма и выполнении совместных заданий. Во время просмотра отслеживались мозговые активности участников теста.
В результате было показано, что чем больше стресса переживает родитель, тем хуже происходит мозговая сонастройка между ним и ребенком, и наблюдаются эти процессы в левой медиальной префронтальной коре. Задействованный в такой синхронизации участок мозга совпадает с другими областями, которые отвечают за финальное оформление психических состояний и социального поведения (с нижней лобной извилиной, зрительной областью в лобной доле и дорсолатеральной префронтальной корой).
Исследование подтвердило предположение о вреде родительского стресса для «гармонизации» взаимодействия с ребенком на уровне мозга. Эта работа станет фундаментом для дальнейших исследований механизмов, за счет которых стресс ослабляет детско-родительское взаимодействие и отношения.
Недавно также было проведено исследование, которое показало, что чем сильнее человек старается быть идеальным родителем, тем хуже от этого ребенку.