Насилие — это крайне неэффективный метод воспитания: он не помогает привить детям правильное поведение, он лишь заставляет их бояться, замыкаться в себе и приучает к мысли о том, что прав тот, кто сильнее и страшнее. Да, угрозы, обзывательства, шлепки, толчки и таскание ребенка за «шкирку» — это тоже насилие, пусть это страшное слово не вводит вас в заблуждение.
Люди, которых в детстве воспитывали ремнем или шлепками, чаще страдают от депрессии, тревожности, низкой самооценки, вредных привычек и суицидальных мыслей, чем те, чьи родители предпочитали разговоры и объяснения.
Психологические последствия насилия остаются с человеком на всю жизнь, а на то, чтобы их уменьшить, требуются годы кропотливой и вдумчивой работы. Нередко жертвы физического и вербального насилия со стороны родителей начинают практиковать те же методы «воспитания» на собственных детях, тем самым продолжая межпоколенческий цикл насилия и травм.
Единственным «положительным» эффектом шлепков и порки можно назвать, пожалуй, то, что они действительно хорошо справляются с коррекцией нежелательного поведения в кратковременной перспективе. То есть, если ребенок в моменте ведет себя плохо, и родитель дает ему оплеуху, ребенок с большой долей вероятности перестанет делать то, что он делает — от боли и страха.
Негативные последствия наказания:
В детском возрасте:
Во взрослом возрасте:
Положительный эффект наказаний:
Проблема этого метода заключается в том, что в перспективе он имеет обратный эффект — вместо того, чтобы научиться вести себя хорошо при помощи тычков и затрещин, ребенок начинает вести себя только хуже, а обычные шлепки перестают работать, что заставляет родителей усиливать воздействие. Второй весомый аргумент против физических наказаний — это то, что среди долгосрочных последствий таких методов нет совсем ничего хорошего. По сути, шлепки для коррекции поведения ребенка можно сравнить с заклеиванием открытой раны лейкопластырем — возможно, временно это решит проблему, однако никак не ускорит заживление и не поможет от боли и дальнейшего воспаления.
Для того, чтобы слова о негативных последствиях насилия не были пустыми, мы собрали исследования, которые доказывают: бить детей (а также шлепать, толкать, пинать, удерживать силой, давать подзатыльники и причинять им боль любыми другими способами) — недопустимо.
В 2016 году профессор социальной работы Эндрю Гроган-Кейлор и профессор Элизабет Гершофф проанализировали данные 75 исследований, посвященных последствиям физических наказаний в детстве. В этих исследованиях были собраны данные 160972 детей. Самое раннее исследование в выборке датировалось 1961 годом, самое позднее — 2014.
Они сравнили детей, которых били в детстве, и тех, которых не били в детстве, по 17 разным показателям. Вот, что у них получилось.
Дети, которых били в детстве, по сравнению с теми, которых не били:
Чаще сталкиваются с психологическими проблемами в детстве
Чаще сталкиваются с психологическими проблемами в детстве
Чаще состоят в плохих отношениях со своими родителями
Чаще состоят в плохих
отношениях со своими
родителями
Чаще имеют поведенческие проблемы
Чаще имеют
поведенческие проблемы
Чаще поддерживают физическое насилие над детьми во взрослом возрасте
Чаще поддерживают физическое насилие над детьми во взрослом возрасте
Чаще проявляют агрессию в детском возрасте
Чаще проявляют агрессию в детском возрасте
Чаще демонстрируют антисоциальное поведение во взрослом возрасте
Чаще демонстрируют антисоциальное поведение во взрослом возрасте
Чаще испытывают проблемы со здоровьем во взрослом возрасте
Чаще испытывают проблемы со здоровьем во взрослом возрасте
Это исследование наглядно показывает, что шлепки и другие разновидности физических наказаний не помогают улучшить поведение ребенка — они, напротив, делают его только хуже.
Канадские ученые опросили 34 600 человек в возрасте от двадцати лет и выяснили, что те люди, которые в детстве подвергались физическим наказаниям, на 59 процентов чаще злоупотребляют алкоголем, на 41 процент чаще страдают от депрессии и на 24 процента чаще подвержены паническому расстройству, чем те, кого в детстве не били.
чаще злоупотребляют алкоголем
чаще страдают от депрессии
чаще подвержены паническому расстройству
Другое исследование, результаты которого опубликовали в журнале Developmental Psychology, показало, что физические наказания детей дошкольного возраста приводят к нарушению познавательных процессов в младшей и средней школе. Ученые выяснили, что шлепки и подзатыльники приводят к тому, что ребенок начинает вести себя хуже, в том числе, в школе, что негативно сказывается на образовательном процессе. Таким образом, наказывая ребенка за плохую успеваемость, родители буквально своими же руками эту успеваемость ухудшают.
Проблема не только в успеваемости: другое исследование, проведенное канадскими учеными, показало, что плохое обращение в детском возрасте негативно сказывается на развитии мозга и познавательных способностях — пережитое в детстве насилие снижает количество серого вещества в мозге. Серое вещество связывает между собой клетки мозга и влияет на познавательные способности, сенсорное восприятие, речь, моторику, память и эмоции. Йельские ученые доказали — узнать, что с ребенком в детстве плохо обращались, можно просто взглянув на его мозг. Надо отметить, что к плохому обращению ученые относят не только физическое насилие, но еще и крики, обвинения, унижения и угрозы.
Многочисленные исследования, проведенные на десятках тысяч респондентов, говорят о том, что насилие над детьми (как физическое, так и вербальное) приводит к негативным последствиям не только в детстве, но и во взрослой жизни. Кратковременная эффективность наказаний может сбить родителей с толку — им кажется, что раз метод сработал, его стоит применять и дальше. Однако важно думать на перспективу, а там все далеко не так радужно.
Дети, чьи родители их шлепают, бьют, одергивают, кричат на них, угрожают и обзывают, ведут себя хуже и агрессивнее сверстников, испытывают сложности в учебе и развитии. Во взрослом возрасте они сталкиваются с психологическими проблемами, которые могут приводить к развитию психических расстройств, суицидальных наклонностей, злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами и жестокому обращению с собственными детьми. Вряд ли кратковременный позитивный эффект, которого позволяют добиться шлепки и угрозы, стоят того.
Этот материал — часть спецпроекта #ХватитБитьДетей
Читайте больше на странице проекта