На этом этапе нужно определить правильное время для выполнения действия, к которому мы хотим привыкнуть. Ребенок должен четко знать, когда обязательно мыть руки. В своем чек-листе мы предложили такие ситуации: после прогулки, перед едой, после туалета, после игр с питомцем, после уборки — все они будут являться сигналами.
Подавайте хороший пример
Ребенок наблюдает за родителями и неосознанно копирует поведение. А если и не копирует сразу, то точно запоминает: мама так делала, это правильно. Родитель — несомненный авторитет, и начинать взрослым, как обычно, придется с себя. Старайтесь проговаривать действие вслух: «Я пришел с прогулки, а значит, первым делом что? Правильно, иду мыть руки!»
Не обращайте внимания на возраст
Привычка начинает формироваться тогда, когда ребенок делает что-то впервые. Если родители сразу объясняют правила игры — это задел для хорошей привычки. Когда момент упускается, то ребенок делает первый раз, как получается, и это впоследствии тоже становится автоматическим действием. Так к 3-4 годам родители часто сталкиваются с множеством стихийно возникших привычек. Учиться никогда не поздно, но усилий потребуется больше.
Объясняйте
У ребенка пытливый ум — ему обязательно знать, зачем он что-то делает. Постарайтесь найти способы объяснить, что гигиена очень важна. Поищите картинки, где видно, сколько бактерий живет на руках. Расскажите, что на чистых руках микробам выжить гораздо труднее, а значит, меньше шансов, что завтра у малыша заболит горло и поднимется температура.
Определите последовательность действий и повторяйте их не менее трех недель. Как мы выяснили благодаря эпидемии, технология есть даже у такого простого действия, как помыть руки.
Начните с навыка
Если ребенок для галочки просто ополаскивает руки водой, толку от такого занятия мало. Изучите вместе с ребенком последовательность действий. Первым пунктом будет — стараться ничего не трогать в квартире, прежде чем руки не станут чистыми. Разработайте короткий маршрут: разуваюсь — открываю дверь в ванную комнату локтем — мою руки, как на картинке, — ставлю галочку в чек-листе. Пройдите этот маршрут вместе первые 10 раз, чтобы закрепить навык.
Результат там, где внимание
Направленное внимание ребенка важно для формирования и навыка, и привычки. Сделайте так, чтобы ребенка в ванную влекла не только обязанность, но что-то приятное. Например, подарите ему набор для изготовления мыла. Наверняка малышу захочется навещать свою красивую поделку почаще, показывать бабушке после прогулки и использовать его активнее, чтобы снова воспользоваться интересным набором.
Главное, что важно знать о формировании привычки, — осознание пользы не является само по себе наградой даже для взрослого. Пока действие не доведено до автоматизма, мозгу приходится постоянно напрягаться.
Создайте условия для формирования привычки
Упростите ребенку задачу — повесьте в ванной чек-лист, который будет напоминать, когда именно нужно помыть руки. Попросите ребенка каждый раз после мытья рук ставить себе отметку, например, рисовать лучик от кружочка, на котором нарисована причина водных процедур в нашем чек-листе. Визуализация — важный элемент формирования привычки.
Подбадривайте ребенка
Пока у малыша нет внутренней мотивации совершать повторения, вам нужно создать для него внешнюю. Договоритесь, что один заполненный чек-лист равен любимому торту или новой компьютерной игре. И самое важное — придерживайтесь этой договоренности. И не забывайте просто хвалить ребенка за то, что он старается.
Ура! Если вы добрались до этого этапа, значит, ребенку уже не нужны подарки и напоминания, чтобы он мыл руки: ему хочется самому, потому что — а как иначе, я же всегда так делаю!
Родители по всему миру используют простой лайфхак, чтобы доказать детям пользу мытья рук