Да, если для одного из родителей английский – родной. И да, если оба родителя знают этот язык в совершенстве. В этих случаях есть серьезный шанс вырастить малыша-билингва, который будет общаться, например, с мамой – по-английски, а с папой – по-русски. Это решение родители принимают совместно, и оно стоит в одном ряду с глобальными вопросами родительства: о прививках, стиле воспитания и способах лечения.
Остальным родителям нужно помнить, что сензитивный период (то есть, максимально ориентированный на языковое восприятие) начинается с полутора лет. А до этого времени мамам и папам, пожалуй, и так будет, чем заняться: реальность с младенцем порой расходится с представлениями о первом годе жизни ребенка до его рождения.
Они действительно считают по-разному. Логопеды вообще не рекомендуют давать иностранный язык до школы. Якобы он мешает постановке русской артикуляции. Результаты международных исследований противоречивы, но в одном ученые согласились - что фонологические системы разных языков у детей-билингвов существуют отдельно и не смешиваются. Поэтому выводы можете делать самостоятельно.
Какие преимущества дает изучение английского в 3-5 лет? Во-первых, дети в этом возрасте легко усваивают язык интуитивно, без зубрежки. Во-вторых, они способны без труда освоить произношение любого другого языка (благодаря гибкости лицевых мышц), а также легко развить беглость речи – два навыка, которые достаточно сложно освоить в более старшем возрасте. В третьих, ученые Гарвардского университета утверждают, что креативность, навыки критического мышления и гибкость ума значительно улучшаются, если дети изучают второй язык. Но помните, что сензитивный период дает плоды только тогда, когда ребенок находится в языковой среде. В этом случае он язык не изучает, а осваивает, как и родной. У ребенка есть все шансы стать билингвом, если он начнет осваивать второй язык в этом возрасте.
Школы в классическом ее понимании ждать не нужно. Да и к занятиям, которые предлагают обычные детские сады, советуем отнестись с осторожностью.
В 3-4 года все занятия должны быть в игровой форме: через песни, рисование, лепку... Советуем поискать языковую школу, где умеют работать с детьми и ориентируются на возрастные особенности их восприятия. Отлично, если с малышами сразу будут работать носители языка, тогда у детей гарантированно сформируется правильное произношение и свободная, беглая речь. Не придется потом переучивать (что намного сложнее, чем учить с нуля). А еще они будут знать не просто отдельные слова, а целые фразы, понимать их в контексте и использовать в нужных случаях. Самостоятельно освоить эти навыки с ребенком сложно. Зато можно в школе английского языка Windsor, совместно с которой мы сделали этот материал.
Обязательно. Двух занятий в неделю может не хватить – нужна регулярность (она вообще много где нужна!). Ведь на русском мы говорим ежедневно, делимся с детьми информацией, обогащаем их знания о мире. Точно так же следует поступать со вторым языком. Ребенок не сможет усвоить достаточно, если возвращаться к этому только время от времени.
Можно ежедневно играть с малышом «в английский» по 10-15 минут, чтобы повторить слова, поболтать, повеселиться. Можно смотреть мультфильмы (Baby Einstein, Peppa Pig, Ben and Holly's Little Kingdom и даже вечнозеленого Muzzy), слушать английские песенки, например, в дороге в машине, рассматривать книжки или карточки с крупными картинками.
Но главное – делать это вместе, ведь от включенного фоном видео толку мало. На любом языке. И важно помнить, что чем больше языковой среды будет у ребенка, тем больше будет прогресс в изучении второго языка.
Все, что связано с языком, у малыша должно ассоциироваться с радостью, и многие преподаватели советуют не проверять ребенка и ни к чему его не принуждать. Хотя это очень сложно. В книге Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя» есть прямой совет не давить, даже если очень хочется убедиться, что ребенок усваивает материал. Очень часто родители переключаются на иностранный не для того, чтобы поиграть и весело провести время, а для того, чтобы учить. Малыш считывает это молниеносно – и бунтует. Нужно остановиться: проверки нужны только родителям. Ребенок в игровой форме усваивает достаточно и в какой-то момент покажет, что занятия проходят не зря.
Самая лучшая тактика, если ребенок бунтует, – на время сделать так, как хочет ребенок, и пересмотреть свой подход: добавить игры, которые будут интересны ребенку, поменять мультфильм и вводить иностранный язык постепенно. Смешивать языки тоже не стоит: например, начинать предложение по-английски, а заканчивать на русском, или вставлять в английские предложения русские аналоги. Такой «микс» только запутает ребенка и ничем ему не поможет.
Советуем при создании языковой среды обратить внимание на игрушки с дополненной реальностью: можно, например, подарить малышу аудиосказку и раскраску с картинками, которые оживают в специальном приложении; или купить забавную кружку, говорящую на английском. Ребенок завтракает, а она ему новые фразы рассказывает (нужно только предварительно скачать приложение).
Еще один прекрасно работающий лайфхак: найти малышу друзей, с которыми получится играть на английском. Возможно, для этого нужно будет познакомиться с такими же увлеченными родителями или «заразить» идеей подругу с ребенком. Но факт в том, что изучать язык в компании веселее и приятнее.
Плюс, конечно, картинки и карточки – один из самых надежных и почти всегда работающих способов овладения иностранным языком. Не хотите рисовать их от руки – купите вот такие. Они отлично помогут родителям и пригодятся детям, когда те подрастут. Существует огромное количество настольных игр на английском языке. Почему бы не поиграть всей семьей?
Внимательно присмотритесь к школе, в которую решили записать малыша. Сходите на пробный урок. Узнайте, работают ли в школе профессиональные педагоги, желательно – носители языка из Великобритании, США, Канады. Есть ли у них международные сертификаты на преподавание английского как иностранного и опыт работы с детьми и школьниками. Не стесняйтесь задавать вопросы. Самое главное, что должна дать малышам школа, – это погружение в языковую среду, а не формальное обучение (отдельным словам и грамматике). Только в этом случае благоприятный возрастной период даст плоды. Ведь и малышам, и более взрослым детям, и даже старшеклассникам – английский нужен не для «пятерки», а для общения. Мы-то это знаем!