Школьникам запретили пользоваться телефонами во время занятий. Что думают об этом учителя, психологи и родители?

Станет ли меньше буллинга? И повлияет ли новый закон на безопасность детей в школе?

Коллаж Лизы Стрельцовой

6 декабря Госдума приняла закон о запрете использования гаджетов во время уроков, за исключением экстренных случаев, связанных с угрозой жизни или здоровью.

По словам вице-спикера Думы Петра Толстого, школьная администрация вместе с родителями будут решать, когда выдавать детям мобильники — на переменах или после уроков.

«Родители и учителя просили поддержать эту норму. Принятое решение повысит качество образования наших детей», — прокомментировал решение Вячеслав Володин.

Вероятно, с помощью запрета чиновники пытаются сделать так, чтобы школьники не отвлекались на уроках. Запретить гаджеты в учебное время могут и для того, чтобы дети не снимали видео и не делали записей происходящего в школе.

НЭН поговорил с учителем, психологом и родителями школьников, чтобы узнать, как они относятся к новым ограничениям.

Артем Гусев, учитель русского языка, победитель конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы 2023»:

«Последнее время я работаю со старшими классами, и иногда на уроке у меня возникает необходимость найти или проверить какую-то информацию. Тогда я первым делом лезу не в бумажный словарь, а ищу информацию в Сети или открываю ПДФ-версию справочника или словаря. Конечно, мы учим детей работать со словарями и берем их в библиотеке. Но у меня в кабинете нет комплектов разных видов словарей на каждого ученика на случай, когда нам неожиданно понадобился словарь. В такой ситуации самое логичное — найти словарь в интернете.

Важно объяснить ребенку, как находить надежные источники информации. Например, что не нужно идти на Знание.ком или смотреть ответы на Мейл.ру. Нужно объяснить, что нужно искать научную статью, и показать, где и как это сделать. Я вижу плюсы в том, что у ребенка всегда под рукой есть гаджет: он с ним родился и ему теперь обращаться с ним всю жизнь. Если мы говорим, что школа — это то место, которое готовит ребенка к жизни, то странно создавать для ученика рабочую ситуацию без телефона. При этом я собираю телефоны во время контрольных работ, чтобы дети не списывали. Думаю, что этого достаточно.

Конечно, иногда во время урока я прохожу по рядам и вижу, что ребенок играет в телефон — собирает урожай в «Ферме» или соединяет красный квадратик с красным квадратиком. Но, я думаю, что если мы запретим телефоны, то ребенок найдет себе другое занятие: он будет спать на парте, играть в морской бой или крестики-нолики, рисовать. Ребенок всегда найдет способ, как быть не на уроке, будучи на уроке. Мне кажется, если мы соберем эти телефоны, то ничего не изменится, но, возможно, появятся, один или два человека, которые включатся в процесс урока».

Интересное по теме

Как научить ребенка обращаться с информацией и использовать критическое мышление

Виктория (имя изменено по просьбе спикерки), учительница и мама:

«Мне кажется, мы живем в то время, когда мы не сможем тотально запретить телефоны в школах. Все равно кто-то будет их приносить, так что запрет не работает. Не думаю, что запрет сделает учебный процесс более эффективным. Телефоны прочно вошли в нашу жизнь, они позволяют сделать некоторые процессы на уроке увлекательнее, интереснее, быстрее. Это не значит, что дети весь урок должны быть в гаджетах, но пять-семь минут от всего времени, внутри которых каждый ребенок включен и работает над каким-то заданием в телефоне, дорогого стоят. С другой стороны, дети действительно отвлекаются на уроке на телефон, легко в него „залипают“, а родители звонят им прямо во время занятий, хотя, кажется, они больше всех заинтересованы в том, чтобы ребенок не отвлекался».

Полина, 37 лет, мама Юли, 11 лет, и Вовы, девять лет:

«Для младших школьников телефон не является острой необходимостью и суперпотребностью, поэтому я не считаю запрет использовать смартфон на уроке каким-то безумным ограничением свобод ребенка. Наоборот, многих детей телефон отвлекает, ведь они еще не умеют контролировать тягу к экранам, гаджетам, смартфон влияет на психику.

Для детей, учащихся в младшей школе, на мой взгляд, телефон — это один из вариантов досуга, форма развлечения, игры. Например, моя дочка с одноклассниками снимает клипы под мелодии. Вряд ли ребенок в таком возрасте будет использовать телефон для каких-то учебных серьезных целей.

Да и вообще проводить уроки, давать задания на смартфоне тоже не рекомендовано. Мы все прошли пандемию, беспокоились по поводу того, что много экранного времени негативно повлияет на детей. А смартфон — это даже хуже, например, для зрения, потому что там все очень мелко.

А вот в средней и старшей школе хорошо бы, чтобы был урок про безопасность в интернете, про то, как выстраивать коммуникацию в виртуальных переписках, избегать кибербуллинга и приставаний. На таком уроке детей бы учили правильно использовать смартфоны, соцсети».

Галина Бочарова, мама 15-летней дочери:

«Я против запрета телефонов. Довольно странно, уводя разные задания и тесты в онлайн, тут же запретить пользоваться телефонами. Часто учителя предлагают проходить тесты по темам прямо на уроке. Иногда на уроке литературы можно открыть текст, а не тащить с собой огромный бумажный том. Не говоря уже о том, что никто не собирается сделать образовательную среду такой интересной, чтобы телефон вообще не был нужен в качестве отвлечения. Очередной запрет ради запрета».

Юлия, 35 лет, мама Егора, 11 лет:

«Я положительно отношусь к этому запрету и поддерживаю его. Сейчас почти все родители используют родительский контроль, но дети есть дети и сладок плод запретный… Дети сидят в телефонах и на уроках, нарушая дисциплину и ничего не усваивая. В нашей школе на многих уроках давно забирают телефоны. Этот закон никак не повлияет на мою коммуникацию с сыном, потому что на перемене телефон в его распоряжении, а у меня есть расписание его уроков».

Вера Якупова, психологиня:

«Сейчас не до конца понятно, вредны ли детям гаджеты — исследования на эту тему только появляются. Мне кажется, здесь нет однозначно правильного ответа: запрещать или не запрещать телефоны. Я против любых запретительных мер, потому что не думаю, что это эффективно. Наши дети уже родились с гаджетами и будут ими пользоваться. Нам приходится адаптировать и внедрять технологии в образование и многие делают это успешно делают, создавая приложения, сайты, геймифицируя задания.

Мне кажется, это продуктивный ход мысли: как нам лучше интегрировать эту часть жизни, как получить из нее получать максимальную пользу и снижать вред? Ограничение гаджетов — мало продуктивная история. Это снижает потенциальные риски, которых не так уж много. Например, я не думаю, что из-за социальных сетей есть большая угроза коммуникации, как иногда говорят, что люди перестали из-за них общаться. Человек — социальное существо, вряд ли он когда-нибудь перестанет общаться».

Интересное по теме

Дети и гаджеты: что говорит наука

Нет телефонов — нет буллинга?

Еще одна причина, по которой в школе решили запретить телефоны, — это участившиеся случаи записи на видео детьми происходящего в школе и выкладывания записи в Сеть. То есть так телефон может стать как инструментом буллинга, так и инструментом распространения информации о том, что происходит в стенах образовательного учреждения.

Артем Гусев:

«С помощью телефонов дети могут записывать, что говорит учитель на уроке, могут и выкладывать в Сеть. Мне кажется, что правильнее было бы работать с самой проблемой буллинга, а не с инструментом. Проблема не в том, что они что-то сняли, а в самом конфликте».

Полина:

«Есть версия, что запрет введен для того, чтобы дети не смогли снять учителя, который на них орет, выложить это потом в интернет и добиваться того, чтобы педагог, который позволяет себе орать на ребенка или поднимать на него руку, больше не мог работать. Конечно, педагог на рабочем месте должен соблюдать правила. Предупреждение выгорания — тоже его ответственность.

Но иногда в интернете публикуют записи конфликтов, вырванные из контекста. И учителя, который как-то неправильно обращался с детьми, карают. Конечно, это не значит, что надо подобное поведение поощрять, или замалчивать, или говорить, что дети сами довели учителя. Но в каждой ситуации нужно разбираться отдельно: иной раз на хайпе кажется, что она сложилась вот так, а на самом деле все иначе. Любая ситуация должна разбираться по возможности объективно, с участием родителей, учителей, директора, детей, и предаваться гласности — независимо от того, существует видеозапись или нет. Был у ребенка смартфон или нет во время конфликта, никак не должно влиять на ситуацию».

Вера Якупова:

«С помощью телефона ребенок может записать или заснять то, что происходит в школе. Это еще один ракурс проблемы — открытость школьной системы. Было много скандалов с неприятными в том числе для педагогов видео, когда ребенок фиксировал что-то, что хотелось бы оставить за закрытыми дверями, но не получилось. Эта система, с одной стороны, все время вовлекает родителей в процесс: конкурсы, собрания, общение с учителем, с другой стороны, может быть, кому-то комфортно быть более закрытыми, в том числе из-за ситуаций, которые происходят в школах».

Интересное по теме

Учитель ударил моего ребенка. Что делать?

Виктория (имя изменено по просьбе спикерки), учительница и мама:

«По поводу записи всего, что происходит в школе, — это, на мой взгляд, палка о двух концах. Я, как педагог, чувствую себя очень уязвимо, потому что в теории любое мое действие без моего на то согласия может быть запечатлено на видео, переслано в миллион чатов и быть обсуждено с разных сторон. При этом оно может быть вырезано, не иметь контекста, слова могут пониматься очень по-разному. С другой стороны, огромное количество возмутительных случаев с участием и учителей, и детей были преданы огласке. И если бы не запись, это нельзя было бы осуществить. Но, на мой взгляд, мы забываем говорить здесь и о безопасности учителей. И тут автоматически всплывает вопрос об отношении детей к учителям и о том, какие нормы внутри этих отношений диктуют родители».

Связь с родителями

Базовая функция телефона в школе — это связь ребенка (особенно младшего школьника) с родителями. Если в школе будет принято решение забирать телефон на весь учебный день, то это может затруднить доступ ребенка к связи с родителями. Например, ребенок может почувствовать себя плохо и сразу позвонить маме и спросить, что ему делать, может попросить родителей забрать его с уроков, если те закончились раньше. Если телефоны будут забирать на весь учебный день, то связаться с родными будет невозможно.

Артем Гусев:

«А если что-то случится с ребенком в школе? Например, ему станет плохо или он упал в коридоре и у него течет кровь? Ему нужно будет сразу сообщить об этом маме. Допустим, рядом окажутся дежурные, но сколько пройдет времени, пока они найдут телефон ребенка? Пока дойдут до сотрудника, у которого они хранятся? А если это будет такая ситуация, что счет пойдет на минуты?»

Полина:

«Я думаю, страх, возникающий в обществе в связи с этим запретом, связан с тем, что проблема не в смартфонах, а в школах и учителях.

Мои дети ходят в очень хорошую государственную школу, которую мы долго выбирали, отношения с учителями доверительные; если что-то происходит, они сразу сообщают нам, во всех конфликтах разбираются. Мы уверены, что в этой школе дети находятся в безопасности. Не могу представить в нашей школе такой ситуации, когда ребенку необходим был бы телефон на уроке или на перемене, чтобы позвонить мне и на что-то пожаловаться.

Но я прекрасно понимаю, что не все школы дают такое чувство безопасности, бывают выгоревшие, уставшие, да и просто неадекватные и злобные учителя. И не у всех родителей, как у нас, живущих в Москве, есть возможность выбирать из такого разнообразия школ. Так что я понимаю их опасения по поводу безопасности детей. С другой стороны, думаю, ни в одной школе, если с ребенком что-то случится, его не оставят истекать кровью, без возможности позвонить родителю. И какие-то сверхужасы лучше не рисовать у себя в голове и в целом не транслировать это в общество».

Б&Р «Я хотела мальчика»: будущая мама узнала пол ребенка и разрыдалась. Но не от радости
Американка Отем Фриман показала в ТикТоке, как выглядит «разочарование гендером».