Алла Колесникова
Директор вальдорфской школы «Путь зерна» (Москва)
Вальдорфскую школу придумал австрийский философ Рудольф Штайнер в начале XX века. Первое заведение открылось в Штутгарте в 1919 году. Школу финансировала табачная фабрика «Вальдорф-Астория» — отсюда и название педагогики.
Рудольф Штайнер был также создателем антропософии — учения, на котором строится Вальдорфская педагогика.
В России сейчас 16 Вальдорфских школ, входящих в ассоциацию. Мы узнали у директора одной из них, в чем заключаются принципы Вальдорфской педагогики, как строится процесс обучения и почему личность преподавателя так важна.
Директор вальдорфской школы «Путь зерна» (Москва)
Вальдорфская школа развивает и сохраняет постоянную вовлеченность ребенка в процесс обучения. Одна из задач школы — поддержание интереса ученика, а также его желания учиться и ходить в школу.
Особая подготовка ребенку не требуется. Даже умение читать и считать не является обязательным — этому научат в школе.
Перед поступлением ребенок проходит собеседование-знакомство, которое проводят два преподавателя и психолог. Специалисты обращают внимание на психологическую и социальную готовность ребенка к школе.
В обычной школе ученику объясняют материал, но не всегда дают возможность наблюдать. В Вальдорфской школе преподавание включает три шага: наблюдение, рассуждение о феномене, выводы и понятия.
Например, как разбирается тема «Существительное» на уроке русского языка в обычной школе? Учитель дает определение, ученики записывают его, затем делают упражнения — ищут существительные в тексте.
Как эта же тема преподается в Вальдорфской школе? Учитель предлагает детям написать рассказ, используя только слова, обозначающие предметы. Затем вместе с учителем они анализируют, чем эти слова похожи, а чем отличаются от других. Учитель задает вопросы, и ребенок сам делает вывод о том, что такое существительное. Когда ученики формулируют все характеристики, они записывают определение.
На уроках физики изучение тем происходит не через формулы, а через наблюдение за явлениями. Например, изучая акустику, ученики слушают, как звучит струна скрипки. При изучении оптики рассматривают преломление света через призму.
Все те же, что и в общеобразовательной школе. Однако отличается уровень погружения: каким-то темам уделяется больше времени, другим — меньше. Ключевым для понимания предмета вопросам могут посвятить десять часов, а менее значимым — меньше. Глубокое понимание базовых тем облегчает изучение второстепенных.
Особое внимание уделяется предметам искусства.
С третьего класса начинаются практики. Это могут быть ремесленная, краеведческая, садоводческая, лесная, минералогическая, геодезическая, социальная практики — в зависимости от темы года и класса.
С восьмого класса вводится проектная деятельность — ученики разрабатывают тему самостоятельно или в группах, а затем презентуют результаты одноклассникам, учителям и родителям. Темы могут быть самыми разными: «Платье — картина времени», «Фитотерапия. Аптека в моем саду», «Кинематограф» и другие.
Учебный год делится на модули — эпохи или блоки. Каждый блок длится несколько недель, в течение которых ученики глубоко погружаются в изучаемый предмет. Например, в первом классе есть эпохи букв, цифр, чтения и письма, рисования форм, окружающего мира и другие. В третьем классе — эпоха измерений.
Каждый урок построен таким образом, что в процессе обучения происходит смена деятельности. Часть занятия проходит в движении. Учебная неделя имеет определенный ритм: интеллектуальная деятельность ежедневно чередуется с волевой или «чувственной» — уроки по основным предметам сменяются физкультурой, музыкой, гимнастикой, живописью, эвритмией, рукоделием.
С семи до 14 лет все предметы преподает один учитель. Преподаватель — важная фигура для учеников, его личные качества влияют не только на уровень владения предметом, но и на эмоциональное развитие ребенка, его мотивацию к учебе.
Перед тем как начать работать в Вальдорфской школе, учителя проходят специальное обучение. Они должны изучить антропософскую основу педагогики — определенный взгляд на человека. Обучение проходит в очно-заочном формате и длится четыре года. Учителю необязательно иметь педагогическое образование — иногда даже родители учеников со временем становятся преподавателями.
Стандартных учебников нет. Ответственность за интерес к предмету и доступность материала лежит на учителе. Он самостоятельно выбирает источники и способы подачи информации: это могут быть устные рассказы, книги, сборники задач и другие материалы.
В течение года ученики ведут тетради, куда записывают конспекты, выполняют задания и делают иллюстрации. Со временем эти тетради становятся их личными учебниками.
В идеальной Вальдорфской школе оценки не ставят. Важно, чтобы у ребенка развивалась внутренняя мотивация учиться, а не стремление получить пятерку.
Однако в некоторых школах все же ставят оценки. В школе «Путь зерна» они появляются с седьмого класса. По опыту, российским детям необходима обратная связь в виде оценок для понимания критериев успеха. После 12–13 лет подростки уже способны правильно воспринимать отметки, не навешивать на себя ярлыки и не впадать в перфекционизм.
В начальной школе контрольных и экзаменов нет. С четвертого класса проводятся ВПР, как и в других школах, — это требование государства для всех аккредитованных учебных заведений. Также в старших классах ученики сдают ОГЭ и ЕГЭ.
С поступлением в высшие и средние специальные учебные заведения у выпускников Вальдорфских школ особых трудностей не возникает.
Дети с педагогической запущенностью вряд ли смогут учиться в Вальдорфской школе, где многое строится на внутренней мотивации к обучению. Чтобы этот подход работал, ребенок должен понимать, что существуют ограничения, которые необходимо принимать, и правила, которых следует придерживаться. Он должен чувствовать и уважать авторитет взрослого, уметь слушаться. Если этого нет, школа может рекомендовать родителям забрать ребенка.
Подход Штайнера основан на внимании не только к внешнему, но и к внутреннему развитию человека. Он был великим мыслителем, который сумел направить творчество в жизнь и воплотить свои идеи и знания на практике.
Его деятельность нашла применение во многих сферах: в медицине, педагогике, искусстве, архитектуре, а также в сельском хозяйстве. Вальдорфская школа следует тому же пути — любое полученное ребенком знание должно быть применимо в реальной жизни, а любой человек способен к действиям и позитивному преобразованию реальности на основе свободы и уважения.