Наша читательница, мама, психологиня Анна Сухачева подготовила для всех нас классную подборку игр для детей от пяти до десяти лет.
Частенько у родителей, которые к концу дня обнаруживают себя уставшими и опустошенными, нет сил на активные игры с детьми. Тогда на помощь могут прийти чтение, разглядывание картинок или вот — устные игры. Психологиня Анна Сухачева поделилась своими изобретениями — набором игр, для которых вам потребуется только фантазия и голос.
История появления этих игр проста — мы с дочкой много ходим пешком. А как превратить километры из расстояния в то самое, яркое, наполненное время близости, о котором потом помнится тепло и долго? С помощью игры.
Взрослые любят играть с детьми, когда им (взрослым) самим интересно. Кому-то подходит совместное приготовление еды, кому-то — настольные игры, а кому, как, например, нам занятия, направленные на развитие речи: сочинение сказок, песенок, стихов.
Конечно, эти идеи подойдут не всем (кстати, они рассчитаны на детей от пяти до десяти лет), не во всех случаях, они не универсальны. Но, может быть, они вдохновят вас и помогут придумать собственные варианты разговорных игр.
Когда дочери было три-четыре года, мы преодолевали препятствия, которые придумывал и озвучивал кто-то из взрослых. «А сейчас мы подошли к тоннелю с низким потолком! Нагибаемся! Тоннель пройден, вижу кочки на болоте, болото глубокое, в воде живет кто-то опасный. Прыгаем! А вот и пещера, узкий проход, идем боком!» — командует ведущий, все остальные нагибаются, прыгают, идут боком.
Важно выполнять указания ведущего всем, кто идет (особенно взрослым). Ответственно и серьезно. Игра подойдет как для камерной компания (родитель и ребенок), так и большой (компания взрослых с детьми разных возрастов).
Примерно в этом же возрасте мы вместе выдумывали самые разные объяснения тому, что видели. «Малыш, а почему машина зеленая? Может быть, она еще не созрела?» — «Она, мама, огурец, огурец-машина. Или она просто лист с машинного такого дерева». «А почему дома строят вверх, а не вниз, под землей?» — «Потому что так удобнее считать облака. Потому что люди боятся муравьев. Потому что голубям нужны чердаки».
Интересное по теме
50 вопросов трехлетке: о чем можно поговорить с маленьким ребенком
Еще одна вариация — один из участников придумывает странную ситуацию, остальные пытаются реалистично объяснить, что случилось до, что происходит сейчас. Например, по улице идет мужчина с голубем на поводке. Почему? Может быть, это такой голубь дрессированный. Может быть, мужчина скучает по своей собаке, которая погибла. Может быть, мужчина с кем-то поспорил, что сможет так сделать, посадить голубя на поводок.
В какой-то момент мы пришли к историям. Начинали с «дом, дерево, дорога» — придумай короткую историю». Это когда один из участников называет три любых слова, другой придумывает короткую историю. На любую тему, на тему определенную, грустную историю, непонятную, — вариантов много.
Затем появился путешественник Джо (его мы позаимствовали у Стивена Кинга). Путешественника Джо один из участников игры помещает в сложную, угрожающую жизни ситуацию (например, Джо оказывается на вершине дерева на тонкой ветке). А остальные предлагают варианты его спасения. Здесь можно прокачать правила реальной безопасности (насколько ребенок знает, например, что делать при пожаре).
А можно повернуть игру в направление фантазийное, без ограничений, разрешить любое решение. Как вариант — Джо с ветки спасает огромный орел.
Дочь много читает, и как-то заметила, что один и тот же сюжет встречает уже в третьей сказке. Так появилась игра «старая сказка сегодня». Это, например, история о девочке, которая убегает из дома, идет гулять.
Встречает неизвестного парня, убегает от него, затем другого, тоже убегает. А потом ее очаровывает незнакомая женщина. И девочка уходит с ней… Или сказка о том, как папа чинил машину, позвал всех друзей, родственников, знакомых. А затем к нему подошел маленький сын, увидел винтик — и машина, наконец, завелась.
Интересное по теме
Чтение сказок тоддлерам помогает нам лучше справляться с родительством
Еще один вариант обыграть старые сказки — рассказать знакомую историю с точки зрения второстепенного персонажа. Вот, например, такая сказка: «Я маленькое существо, давно живу в этом доме. Никому не причиняю вреда. Но однажды я стала виновницей большой беды. Совершенно случайно — просто бежала по своим делам. Что же делать, если у меня длинный хвост. Мой хвост задел что-то. Оно разбилось. А вокруг началось что-то невообразимое — все рыдают, клянут судьбу… Хорошо, хоть курица оказалась рядом, успокоила всех».
В обоих вариантах кто-то придумывает историю, остальные отгадывают, о чем же речь.
Играем в «дебаты». Ведущий предлагает тезис (проблему) — «гамбургеры есть вредно». Участники придумывают по три аргумента «за» и «против» (в идеале — каждый и «за», и «против». Но так получается редко). Эта игра отлично тренирует не только коммуникативные навыки, но также помогает развитию логического мышления, критического мышления и внимательности.
Навык убеждения хорошо тренируется в игре «а давай». Один из игроков придумывает выходящую за рамки обыденности идею (мне предлагали съесть голубя во дворе, разукрасить чужую машину, пускать мыльные пузыри в здании, где работает городское управление). А другой придумывает аргументы, почему это нужно сделать.
Если игроков трое, один дает идею, второй — аргументы, третий слушает и решает, убедили ли его. Если двое, один придумывает идею, второй убеждает. Тут, конечно, родители должны давать понять, объяснять при необходимости, почему, несмотря ни на какие аргументы, есть голубя или разукрашивать чужую машину нельзя.
Дальше мы полюбили сочинять стихи. На определенную, например, тему. Первый участник — две строчки начала, второй — две строчки, середину. Третий — две строки, конец.
Интересное по теме
«С фраером не дружим, на Сатурне кружим»: ужасные стихи, которые задают учить в садах и школах
Можно добавить условие: обязательно использовать какое-то слово или два рифмующихся — «Крот-наоборот». Начало: «я увидел раз, что крот пьет кефир наоборот». «Крот пришел, а рядом кот. Кот как крот наоборот». Ну и так далее. Складно получается редко, но зато всегда очень весело.
Удачно встроилась в наши игры грамматика. Ее так, конечно, никто не называл. Условия игры игры были примерно следующими: папа придумывает героя — это может быть кто-то или что-то, но вслух не говорит (кстати, это называется «подлежащее»).
Мама придумывает действие (тебе не обязательно запоминать, просто скажу — «глагол»), но тоже не говорит. А ты, малыш, сочиняешь «как» (то есть, «наречие»). Молча. А затем по очереди называем вслух, что получилось. «Дом летит тихо», «муравей улыбается плохо». Можно задать определенную тему. И сочинять «осенние» предложения, печальные, космические… (позже, в школе, оказалось, что термины улеглись отлично).
У игры есть и более динамичный и смешной вариант. Двое участников придумывают героя и действие, не согласовывая друг с другом, затем называют. А третий показывает результат. Представляете, как можно изобразить плохо улыбающегося муравья?
Сложно, но очень затягивает игра в «угадай, что я имею в виду». Это когда участник молча придумывает несложное предложение, из трех-четырех слов. А затем заменяет каждое слово антонимом. «Солнце медленно садится» — «Луна быстро встает».
Можно попробовать заменить в знакомой песни слова на антонимы и спеть: «Он под дождиком бежит, носом вовсе не движим»…
Вот такой список. Не полный, но основные направления я перечислила. Самое главное в любой игре, особенно с ребенком, —получать удовольствие самому, поддерживать и вовремя хвалить партнеров по игре. И, конечно, уметь посмеяться над собой!