реклама

Как помочь ребенку адаптироваться в новом городе или стране

Шесть работающих советов от психолога.

Родители переезжают, ребенок сидит в чемодане с котом. Иллюстрация Лизы Стрельцовой для НЭН

Для всех нас переезд, даже долгожданный — это стресс. Особенно сложно бывает детям, потому что они, в отличие от взрослых, часто переезжают не по своей воле и воспринимают переезд как потерю контроля и всего любимого и привычного в своей жизни.

Психологиня Женя Канина рассказала нам, как сделать переезд максимально спокойным и психологически благополучным как для ребенка, так и для его родителей.

Совет первый: надеваем маску на себя

Мы, честное слово, не издеваемся, но для успешной адаптации детей принципиально важно психологическое состояние родителей. Теория привязанности говорит, что устойчивость взрослых помогает детям легче переносить любые сложности: ребенок опирается на значимого взрослого, на его настрой, его формулировки, его отношение к происходящему. Скорость адаптации во многом зависит от того, насколько в адеквате родитель, и подготовлен ли он сам к переезду.

Поэтому, если вы выбираете между «еще немножко поделать важные дела» и «поболтать с друзьями за бокалом вина» — уверенно выбирайте второе! Вы таким образом даете ребенку довольного жизнью и спокойного родителя, что принципиально важно для качественной адаптации на новом месте.

Интересное по теме

Как заботиться о себе, если у вас есть дети: 5 советов психолога

Совет второй: мотивируем

Хуже всего бывают детям, которых везут куда-то, не объяснив цели переезда и бонусов, которые получат от этого все члены семьи. Мы понимаем, что вы точно так не станете делать, поэтому просто отмечаем: чем больше вы обсуждаете мотивы переезда и положительные стороны нового места жизни, тем лучше детям.

Однако крайне важно отметить, что объяснять ребенку цели переезда — не равно «спрашивать его согласия». Даже если это кажется правильным и демократичным — никакой ребенок не готов брать на себя ответственность за будущее всей семьи. Поэтому не стоит на него взваливать бремя такого решения и спрашивать, хочет ли он переехать или остаться. Это только невротизирует ребенка любого возраста и внушит ему серьезную тревогу: если уж даже родители сами не знают, что лучше… То как жить в таком неустойчивом мире?

Совет третий: учитываем возрастную психологию

У каждого возраста есть ведущий тип деятельности. У дошкольников — игра, у младшеклассников — познание, у старшеклассников — коммуникация и изучение себя. Исходя из этого и строим диалог.

Дошкольнику предлагаем организовать переезд для игрушек, рисуем новую страну или город, размышляем вместе, какие там будут детские площадки. Младшему школьнику важно узнавать новое, поэтому предлагаем найти это место на карте, построить маршрут, посчитать, сколько туда лететь или ехать, сколько игрушек поместится в разрешенный вес багажа? У детей этого возраста уже, скорее всего, есть близкие и важные для них друзья, поэтому стоит подготовить для них прощальные подарки — фотоальбомы или рисунки, маленькие игрушки и все, что ребенку покажется необходимым. Также стоит много говорить о том, как дети будут перезваниваться по видеосвязи, смогут ли приехать друг к другу в гости на каникулы и как часто будут отправлять небольшие посылки с сюрпризами.

Подростку важен его внутренний мир, поэтому спрашиваем, что он чувствует, готов ли к переезду, что нужно, чтобы ему помочь. Соглашаемся со всеми его чувствами, не перебиваем, не переубеждаем, даже если он сообщает, что его жизнь сломана навсегда и что вы — главный виновник этой трагедии. Зеркалим: да, я вижу, что ты в отчаянии и очень зол, многие на твоем месте чувствовали бы тоже самое. Ваша задача — не спорить, а просто быть рядом и показывать, что вы его видите и понимаете.

Интересное по теме

Ребенок не хочет ходить в школу, врет и проявляет агрессию: все, что нужно знать о тревоге у подростков

Совет четвертый: сохраняем все, что важно для ребенка

Оказаться в незнакомом месте, в окружении непривычных вещей, продуктов, людей (которые, возможно, из совершенно другой языковой среды!) будет тяжело даже вполне взрослому человеку. Поэтому старайтесь взять с собой частичку дома и привычной жизни: вещи, важные ребенку — игрушки, что-то привычное из его комнаты, любимый шампунь. По возможности, сохраните ритм жизни и распорядок дня (хотя на первых порах это может быть очень трудно!). Попытайтесь не менять кардинально питание: если ребенок любил сырники, готовим ему эти сырники на завтрак хоть иногда, если он любил кашу с орешками — поищите эти орешки и купите их. Короче, постарайтесь сохранить значимые, якорные штуки: элементы режима, ритуалы, какие-то семейные традиции.

Онлайн-обучение, если оно знакомо ребенку, может помочь снизить стресс при адаптации, потому что одноклассники и учителя как будто переезжают вместе с ним. Ребенок частично сохраняет круг общения, школьные уроки становятся еще одним знакомым ритуалом («Сегодня в 10:00 у меня будут занятия, значит, мир не рухнул»), а если есть переход из одной языковой среды в другую, то у детей сохраняется возможность разговаривать на родном языке, шутить и понимать сверстников.

Например, «Онлайн-школа» принимает детей с первого по одиннадцатый класс. Каждый будний день проводится от двух до пяти уроков, а занятия проходят в мини-группах. Каждого ребенка сопровождает личный наставник, от которого он и его родители постоянно получают обратную связь: что получается, что — не очень, как можно исправить ситуацию. Это поможет и родителям держать руку на пульсе, и ребенку испытывать минимум стресса при переезде.

Лучше начать онлайн-учебу заранее, еще до переезда, чтобы процесс адаптации к новой школе не совпал с адаптацией к новому месту жизни. В «Онлайн-школе» можно попробовать поучиться целую неделю — это бесплатно; так вы поймете, насколько вам и вашему ребенку подходит такой формат занятий. А если ребенок спустя время все-таки пойдет в местную школу, то занятия в «Онлайн-школе» можно продолжить — так он будет чувствовать себя гораздо уверенней на уроках и точно усвоит весь материал.

Совет пятый: присваиваем себе новое место

Даже если вы переехали куда-то временно, важно, чтобы в новом городе было что-то «ваше»: кафе, булочная, любимые места, магазины. Это нужно, чтобы соединить в одно целое жизнь здесь и жизнь там. Мы берем что-то важное оттуда, откуда мы приехали, и находим что-то важное здесь.

В новом месте должно быть хоть что-то лучше, чем было раньше. Добрее воспитательница в садике, вкуснее мороженое, море рядом, теплая погода, смешной ежик в парке, больше квартира или красивый вид из окна, классная детская площадка или интересный научный музей. Фиксируйте внимание ребенка на таких вещах: «Пойдем в наше кафе есть наши любимые пирожные!», «Покажи друзьям наше дерево» — и так далее.

Интересное по теме

Переезд с ребенком: подборка полезных материалов

Совет шестой: не загадываем

Не стоит думать, что подростку будет сложнее, чем детсадовцу, или что веселый экстраверт адаптируется быстрее, чем застенчивый интроверт — дети способны удивлять, в том числе и положительно. Многие родители при переезде теряются, им кажется, что местные учителя будто бы имеют больше прав на ребенка, лучше знают, как его учить и как помогать адаптироваться. Но факт в том, что в любой точке земного шара вы остаетесь главным специалистом по своему ребенку! Вы больше всех на свете его любите, вы лучше его знаете, вы замечаете перемены его настроения — поэтому на новом месте вы, как и дома, можете разговаривать с учителями и воспитателями с позиции взрослого, рассказывать им, как можно помочь ребенку легче влиться в коллектив, найти друзей и заинтересоваться учебой. Ведь если вы рядом, то с вашим мальчиком или девочкой в конце концов все точно будет хорошо, где бы вы вместе не жили.

Реклама. Рекламодатель ООО «Онлайн-школа» (ОРГН 1197847147090, onlineschool-1.ru)

Новости 15-летний подросток вывел двоих детей из горящей квартиры
Мальчик также помог выйти пожилым жителям из подъезда и спас трех собак.