Ребенок не хочет ходить в школу, врет и проявляет агрессию: все, что нужно знать о тревоге у подростков

Разбор от фонда «Шалаш».

Иллюстрация Настасьи Железняк

Чувство тревоги знакомо каждому человеку, но оно сильно меняется по мере взросления и получения жизненного опыта.

Дети младшего возраста чаще беспокоятся о том, что происходит во внешнем мире — например, из-за непонятных событий, темноты, незнакомой обстановки. Когда ребенок становится старше, его начинает волновать он сам и его место среди других людей. Фокус внимания подростка смещается — он беспокоится об успеваемости в школе, о своем будущем, о своих недостатках и о том, каким его видят окружающие.

Как понять, что подросток испытывает тревогу?

Тревога — очень сильное чувство. В подростковом возрасте человек только учится распознавать свои эмоции и обсуждать их с окружающими.

Часто интенсивные переживания приводят к тому, что подросток становится закрытым, ему становится сложнее справляться с эмоциями и страшно ими делится. В таком состоянии он может избегать общения, становиться пассивным, раздражительным или проявлять агрессию. За этим поведением сложно увидеть тревогу, поэтому часто она остается незамеченной близкими взрослыми.

Вот некоторые признаки, которые чаще всего свойственны подросткам, испытывающим тревогу:

  • Постоянные страхи и беспокойства по поводу привычных дел (например, ребенок может постоянно переживать из-за того, что надеть в школу, даже если у него есть повседневный набор школьной формы)
  • Раздражительность
  • Проблемы с концентрацией, рассеянность
  • Сильная застенчивость, требовательность к себе, заносчивость, высокая чувствительность к критике
  • Нежелание общаться с другими людьми, замкнутость
  • Избегание всего нового и сложного
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие (тошнота, головная боль, боль в животе)
  • Снижение успеваемости в школе
  • Отказ от посещения школы, прогулы
  • Проблемы со сном (бессонница или, наоборот, слишком большое количество сна)
  • Употребление алкоголя или психоактивных веществ

О чем могут переживать подростки?

Взрослые часто говорят подросткам, что в их возрасте нет поводов для того, чтобы сильно тревожиться. С точки зрения взрослого человека переживания подростков действительно могут выглядеть недостаточно серьезными.


То, как человек относится к проблеме, во многом зависит от его жизненного опыта. Для подростка многие вещи, хорошо знакомые взрослому, это что-то новое и неизвестное. Например, первый экзамен, даже если он пробный, или первое расставание.


Внешность и тело

В подростковом возрасте тело человека сильно меняется, и часто это происходит не так, как у сверстников — подростки могут переживать, что отстают от других или, наоборот, чувствовать себя некомфортно из-за того, что их тело изменилось быстрее (например, когда подросток за лето сильно вырос, и стал выделяться на фоне одноклассников).

Интересное по теме

Фрагмент из книги «Пубертат. Как пережить переходный возраст ребенку и родителям»

К таким изменениям тяжело быть готовыми, и привыкание к «новому себе» часто оказывается сложным процессом.

Отношения с окружающими

В подростковом возрасте большое значение имеет круг общения — человек старается определить свое место в обществе, понять, каким его видят другие люди. Подросткам важно получать одобрение сверстников и чувствовать себя частью компании, поэтому многие из них испытывают социальную тревожность — например, очень переживают из-за того, что могут что-то не то сказать или показаться странными или глупыми, испортить впечатление о себе.

Успехи и будущее

Экзамены, поступление, успехи в учебе — один из главных поводов для беспокойства для подростка. За переживаниями о будущем стоит намного больше, чем страх что-то не успеть или не справиться. С решениями, которые принимает подросток в старших классах, связаны и переживания о личной жизни: как разлучиться с друзьями, примут ли меня в новом месте, что подумают другие, если я не поступлю туда, куда я хочу?

Помимо внутренних переживаний подростки часто испытывают сильное давление со стороны взрослых — например, родителей и учителей. Взрослые рядом тоже испытывают тревогу за будущее подростка. Это может выражаться в неосторожных фразах, чрезмерных ограничениях и советах, которые воспринимаются не как забота, а как очередной повод для тревоги.

Какие риски создает тревога для подростка?

Депрессивные состояния, апатия

Чувство тревоги изнуряет и усугубляет последствия и без того высокого уровня стресса. Это может приводить к упадку сил, апатии и депрессивным состояниям. Подросток может ощущать, что все эмоции становятся слабыми и притупленными, чувствовать постоянную усталость, нежелание что-то делать и общаться с другими людьми.

Интересное по теме

Береги ментальное здоровье смолоду, сынок: отрывок из новой книги о взрослении для мальчиков

Употребление ПАВ и алкоголя

Подростки склонны к риску. Они пробуют алкоголь, чтобы испытать новые состояния или уйти от проблем. Если подросток не умеет справляться со сложными эмоциями и не знает, как помочь себе набраться сил, чувство тревоги может подталкивать его к употреблению алкоголя или психоактивных веществ, чтобы на время забыть о переживаниях и расслабиться.

Трудное поведение

Одна из основных причин, по которой дети и подростки проявляют трудное поведение — неумение распознавать свои эмоции и переживания и выражать их безопасными способами. В состоянии стресса и тревоги подросток может проявлять агрессию, отказываться следовать правилам, участвовать в травле и обманывать.


Важно понимать, что подросток делает это не назло взрослым и не для того, чтобы что-то доказать, а потому что не может справиться иначе, не знает, как рассказать о своих эмоциях и попросить помощи.


Отказ от посещения школы, прогулы

Отказ ходить в школу может быть связан с замкнутостью или отсутствием сил и нежеланием общаться с другими. Также, если подростки сталкиваются с трудностями в школе, они прогуливать, чтобы избежать неприятных переживаний: «Школа — основной источник тревоги, если я туда не пойду, то и переживать не о чем».

Как помочь ребенку снизить уровень тревоги и стресса в старших классах?

Помогайте развивать социальные навыки!

Навык саморегуляции

Это умение человека успокоиться в момент, когда он испытывает тревогу. Подросткам, у которых развит навык саморегуляции, легче переживать волнение перед ответственными событиями, например, экзаменами. Этот навык можно развивать, обучая подростка способам переживания тревоги и стресса, и пробуя их на практике.

Умение выражать эмоции и понимать эмоции других людей

Этот навык помогает подросткам общаться друг с другом, с учителями и родителями. Если подросток не умеет распознавать свои эмоции и говорить о них с окружающими, ему бывает сложно рассказывать о своем самочувствии и получать помощь и поддержку.

Интересное по теме

Почему на самом деле стоит разрешить ребенку испытывать «плохие» эмоции

Чтобы развивать этот навык, почаще обсуждайте с подростком, как прошел день, и как на него или вас повлияли какие-то события. Потренироваться распознавать эмоции других людей можно на героях фильмов и сериалов — после просмотра задавайте подростку вопросы и обсуждайте, что испытывали персонажи, принимая важное решение, какие эмоции могли на них сподвигнуть.

Умение предлагать и принимать помощь

Подросткам бывает тяжело обратиться за помощью, особенно к взрослым. Это часто обусловлено страхами и установками «я должен/должна справиться сам», «меня посчитают слабым/слабой». В результате подростки остаются с проблемой один на один и не получают нужной помощи из-за нехватки опыта или неумения донести свои эмоции и понять чужие.


Навык принимать и предлагать помощь формируется в среде, где это принято. Важно, чтобы дома и в классе взрослые были открыты к просьбам подростков, не осуждали и не ругали, когда с ними делятся проблемами, а наоборот поощряли это.


Помогите наладить режим сна

Поделитесь с подростком способами, как помочь себе высыпаться и соблюдать режим сна. Расскажите о ритуалах, которые облегчают засыпание — например, за час до сна можно включить приглушенный свет, послушать успокаивающую музыку или подкаст, принять расслабляющую ванну или почитать книгу. Напоминайте проветривать в комнате перед сном и иногда выходить на прогулки.

Договоритесь о том, за сколько часов до сна лучше отказаться от выполнения домашних заданий, использования телефона, планшета и компьютера — объясните, почему это важно. Если подростку сложно решиться на смену режима, предложите провести эксперимент и прожить так неделю, наблюдая за самочувствием, а потом обсудите результаты.

Выделите время для отдыха

Несмотря на подготовку к экзаменам, домашние дела и занятия с репетитором, у подростка должно оставаться личное время, свободное от планов. Позвольте ему самостоятельно решать, чем заниматься — встретиться с друзьями, сходить в кино, покататься на велосипеде, поиграть в компьютерные игры или просто побездельничать.

Важно, чтобы такое время у подростка было всегда, каждую неделю вне зависимости от нагрузки в школе и дома. Это поможет ему восстановить силы и почувствовать, что помимо тревоги и рутины в жизни есть место новым впечатлениям и веселью.

Относитесь к подростку с заботой и пониманием

Самое важное, что вы можете дать подростку — помочь в переживании тревоги и стресса. Поддерживайте его, интересуйтесь делами и самочувствием и напоминайте, что к вам всегда можно обратиться, чтобы попросить о помощи или просто поговорить.

Интересное по теме

Бесит все! 5 советов для подростков и их родителей

Если вам кажется, что подросток недостаточно времени уделяет учебе — не запугивайте его проваленными экзаменами и проблемами в будущем. Вместо этого скажите, что вы беспокоитесь и предложите свою помощь.

Поделитесь способами поддержать себя и пережить тревогу

Расскажите подростку, как можно помочь себе пережить чувство тревоги и снять напряжение. Поделитесь, что помогает вам в таких ситуациях, и предложите подростку попробовать — это могут быть медитации, прогулки в парке, приятные повседневные занятия.

Попробуйте дыхательные практики и упражнения. Необязательно делать их все, можно выбрать те, которые нравятся и лучше помогают, и пользоваться ими, когда тяжело. Например, такие:

Упражнение «Морская звезда»

Цель этого упражнения — замедлить свои мысли и сосредоточиться на дыхании и осязании.

  • Расправьте ладонь и расставьте пальцы как на картинке
  • Указательным пальцем другой руки обводите «морскую звезду»
  • Начните с запястья. Вдыхайте, двигаясь от внешней стороны большого пальца к верхней части
  • Выдохните через рот, направляясь вниз к внутренней стороне большого пальца
  • Продолжайте дышать и обведите всю «морскую звезду»

Упражнение «5-4-3-2-1»

Эта техника помогает сместить внимание с тревожных мыслей и сосредоточиться на том, что происходит вокруг. Сделайте глубокий вдох и долго выдыхайте.

Назовите:

5 вещей, которые вы можете увидеть. Например, стол, ботинки или дерево за окном.

4 вещи, которые вы можете потрогать. Например, карандаш, который вы держите, одежду или даже землю под ногами.

3 вещи, которые вы можете услышать, например, тиканье часов или собственное дыхание.

2 вещи, которые вы можете почувствовать. Например, запах мыла от рук.

1 вещь, которую вы можете попробовать. Даже глоток воды имеет вкус.

Как фонд «Шалаш» помогает подросткам справляться с тревогой и стрессом

В начале 2022 года на базе московской школы фонд провел курс из 12 занятий для девятиклассников. Они учились социальным навыкам, необходимым для того, чтобы справиться с тревогой и стрессом и не столкнуться с такими тяжелыми последствиями, как саморазрушающее поведение. Занятия прошли 67 школьников, по итогам курса команда фонда составила для школы методические рекомендации по работе со старшеклассниками. Проект реализован при поддержке грантов мэра Москвы.

С этой осени такие занятия проводятся в фонде — их могут посещать учащиеся 9–11 классов. На занятиях школьники учатся понимать и безопасно выражать свои эмоции, справляться со стрессом и регулировать свое эмоциональное состояние, выстраивать коммуникацию со сверстниками и взрослыми, договариваться и работать в команде.