Что ты такое? 5 фактов о тоддлерах, которые помогут нам лучше их понимать

Родители часто жалуются на то, как нелегко им с малышами, настроение которых может меняться по двадцать раз за день, а ничтожная мелочь спровоцировать часовую истерику. Но что приводит к этим вспышкам и что в эти моменты чувствуют сами тоддлеры? Им тоже тяжело, хотя по объективным причинам они еще не могут рассказать об этом словами.

Иллюстрация Настасьи Железняк

Однако наука не стоит на месте, а нейробиологи проявляют все больше интереса к тому, как развивается детский мозг и чем он отличается от взрослого. Стимулирует исследования и новая аппаратура, позволяющая получать более точные данные в новых условиях.

Еще в 2015 году ученые, исследовавшие мозг младенцев, помещали новорожденных в закрытые томографы, где те проводили по несколько часов. В 2021 году они пользуются специально спроектированными шапочками с электромагнитными датчиками, которые считывают сигналы мозговой деятельности и не мешают малышам играть и заниматься своими делами.

Иными словами, сейчас у нас появляется реальная возможность понять, что происходит в голове у тоддлера. Понять и поддержать его в этот непростой период, когда на него действительно наваливается слишком много всего. В этой статье рассказываем о том, что уже известно науке о тоддлерах и как, учитывая эти данные, родители могут наладить свои отношения с малышами, поддерживая их гармоничное развитие.

Интересное по теме

Почему тоддлеры такие тоддлеры

Мозг тоддлера в два раза активнее взрослого

Исследования 2015 года показали, что мозг ребенка активно работает еще в утробе матери. В первый год жизни у ребенка формируются все пять чувств, и развиваются моторные функции.

Каждый раз, когда малыш получает новый опыт, в его голове формируются новые нейроны — строительные клетки мозга или то самое «серое вещество». В этот период в головках тоддлеров каждую секунду (!) формируются до 15 тысяч новых нейронов и двух миллионов связывающих их синапсов.

Проще говоря, каждую секунду бодрствования мозг малыша напряженно работает, обрабатывая огромный объем новой информации. Ничего удивительно, что в какой-то момент он не справляется с напряжением и расстраивается из-за поломанного печенья или потерянного во время прогулки камешка.

Лучшая помощь ребенку в этот период — это соблюдение режима. Малышу важно отдыхать днем и вовремя ложиться спать, чтобы не перевозбуждать нервную систему. Во время «тихого часа» его мозг перезагружается, позволяя ему выдерживать переполняющие его эмоции.

Довольно часто родители тоддлеров сталкиваются и с проблемой отказа от сна: двух-трехлетки вдруг резко перестают укладываться в тихий час и делают вид, что он им вовсе не нужен. Возможно, это действительно так, если ваш малыш хорошо себя чувствует в течение всего дня и без проблем засыпает вечером.

Но чаще всего отказ от сна — это следствие нервного перевозбуждения, которое не дает ребенку расслабиться, а впоследствии выливается в регулярные истерики. Соответственно, чтобы малышу было проще справляться с эмоциональными и интеллектуальными вызовами каждого дня, ему необходим качественный отдых днем.

Тоддлер не умеет контролировать свои импульсы

Возможность фокусировать внимание, запоминать инструкции, прогнозировать дальнейшее развитие событий и контролировать свои действия не заложены в младенцах с рождения. Они формируются по мере взросления, а родители должны этому способствовать.

Представим ситуацию, когда родитель просит малыша не рисовать на стенах. На следующий день ребенок снова у «холста». Может показаться, что он делает это назло, специально провоцируя родителя. «Сколько раз можно повторять, что нельзя рисовать на стене?!» — горячится взрослый, не понимая того, что требует от ребенка невозможного.

Келли Холмс, специалистка по детскому развитию и мама четверых детей, нашла отличную метафору для этой ситуации. Представьте себе Большой Каньон: с одной стороны, желание вашего ребенка рисовать на стене, с другой — его способность контролировать это желание. И эти две стороны далеки друг от друга настолько, насколько это возможно. Задача родителя — построить между этими сторонами мост, который состоит из сотен повторений одних и тех же инструкций.

Да, это не самый легкий путь, но это единственное, что будет работать. Крики и наказания лишь испугают ребенка, но не научат его адекватно оценивать свои действия и осознавать причинно-следственную связь между разрисованной стеной и гневом родителя.

Интересное по теме

Мой ребенок меня бесит! Он специально? Это нормально вообще? Отвечает психолог

Тоддлер не умеет справляться с эмоциями

За рациональную обработку эмоциональных реакций отвечает кора головного мозга (или неокортекс), развитие которой помогает нам вовремя остановиться и хорошенько подумать о том, как лучше поступить в ситуации, когда нас переполняют самые разные чувства.

В период с года до трех лет, развитие мозга ребенка сосредоточено в областях мозгового ствола и среднего мозга. Иначе говоря, в первую очередь он учится контролировать свое тело, а уже потом голову. Именно поэтому ребенок физиологически неспособен выдержать собственные эмоции, и это становится причиной истерик.

По словам Товы Кляйн, авторки книги «Как развиваются тоддлеры», «та часть мозга, которая отвечает за эмоциональный интеллект, начинает развиваться у малышей после года, и этот процесс занимает еще два десятилетия. Потому для детей до пяти лет справляться с собственными чувствами — это настоящее испытание».

Мы много писали о том, как помочь малышу справляться с эмоциями. В первую очередь важно дать каждой из них свое название, объяснять их и принимать их любыми. А еще ждать, когда он перерастет период эмоциональной нестабильности.

Главное — помните, тоддлер ни в коем случае не пытается вывести вас из себя, но очень нуждается в поддержке и понимании родителя. Даже когда кажется, что он особенно невыносим.

Тоддлеру хочется быть самостоятельным и нужным

Малыш разливает воду из стакана и радостно бежит за бумажными полотенцами или тряпкой, чтобы вытереть беспорядок. Скорее всего, это знакомая ситуация для большинства родителей тоддлеров. Необходимость вновь мыть пол действительно выводит нас из себя. Но что если расслабиться и позволить малышу сделать это самостоятельно? Ведь именно для этого он и перевернул стакан с водой.

Интересное по теме

Тоддлер помогать: завирусилось видео с мальчиком, почистившим унитаз зубной щеткой мамы

Удивительно, но факт: чем больше самостоятельности в жизни ребенка, тем меньше он устраивает истерик в дальнейшем. Когда малыш видит, что вы доверяете ему сделать что-то самостоятельно, он не только получает новый опыт, но и утверждается в мысли, что может справиться с чем-то без посторонней помощи, а также чувствует себя нужным. Кроме того, пока нашим детям интересно то, что нами воспринимается как работа, надо пользоваться моментом!

Чтобы поддержать порыв малыша сделать что-то самостоятельно и помочь по дому, предложите ему:

 загрузить стиральную машину или разобрать одежду после стирки;

 накрыть на стол;

 открыть или закрыть двери, включать или выключать свет;

 покормить животных;

 полить цветы;

 порезать бананы;

 протереть тряпочкой пыль.

Да, зачастую после «помощи» малыша, родителя ожидает двойная работа, но это стоит вложенных усилий. Помогая взрослым, малыш чувствует свою значимость и принадлежность к семье: он часть команды, он тоже важен. Да и родитель гордится своим ребенком, наблюдая, как тот неуклюже, но самостоятельно режет банан. Кроме того, малыш формирует привычку помогать, и, повзрослев, будет охотнее делать это, не требуя никакого вознаграждения.

По словам профессора Бостонского колледжа Питера Грэя, «у малышей есть врожденное стремление помогать, и если позволить им это, то это желание окрепнет, и ребенок будет делать это охотнее и в более старшем возрасте».

Тоддлеру важно, чтобы родитель был добрым, но настойчивым

Малыш стремится к самостоятельности, но зависит от взрослого, постоянно оглядываясь на него и проверяя, чтобы тот всегда был неподалеку. Рядом с родителем ребенок чувствует себя в безопасности. В то же время он постоянно проверяет свои силы и новые возможности.

Например, он увидел на улице монетку и бросился к ней, не замечая, что навстречу ему несется велосипедист. Малыш не видит опасности, и это задача родителя — обеспечить ребенку безопасность, успев удержать его за руку. Или помешать малышу схватить горячую чашку. Или уложить спать, когда он перевозбудился и начинает истерить.

В этих случаях родитель может присесть рядом с малышом и сказать ему, что он понимает, почему тот кинулся к монетке, ведь она такая блестящая. Но задача взрослого — защитить своего ребенка, и в тот момент было важно помешать малышу попасть под колеса велосипеда.

Интересное по теме

«Неть!»: 10 признаков того, что ваш ребенок превратился в тоддлера

«Осознание, что твоя сила безгранична, очень пугает, — пишет Това Кляйн. — Детям важно знать, что родитель их защитит (даже если это спровоцирует ссору!). Мир, который лежит перед детьми, слишком большой, и в одиночку им с этим не справиться. Дети рассчитывают на то, что родители их ограничат, скажут им, когда нужно остановиться».

Потому родителю важно быть настойчивым. Он устанавливает правила, которые упорядочивают жизнь ребенка, обеспечивают его безопасность, но не ограничивают его развитие. Так взрослый решает, что малыш ложится спать в десять часов вечера, не бегает по улице, не бросает еду на пол. Но при этом разрешает подобрать одежду для прогулки (в соответствии с сезоном), выбрать несколько продуктов в супермаркете или вытереть разлитый сок.

Понравился материал?

Поддержите редакцию!

Понравился материал?

Поддержите редакцию!
Отцовство Собаки помогли мужчине узнать, что он — не отец своей дочери
Вернее, камера наблюдения за собаками. Вот как это было.
Мнения «За что я не люблю школу». Почему родителям нужно понять, что школа — это очень тяжело
Учитель Борис Трушин написал текст «За что я не люблю школу» еще семь лет назад и опубликовал его в соцсетях, а недавно продублировал этот материал.