Матери, которые меня восхищают: о больших и небольших родительских победах

Колонка Кати Статкус о том, что все не зря.

Как-то раз я искала цитаты певицы Пинк для нашей рубрики высказываний знаменитостей о родительстве. Одна из ее цитат была о том, что матери должны быть бунтарками, ведь от этого их детям будет только лучше. Кого-то в комментариях тогда возмутило, что вот, здравствуйте, матери опять кому-то что-то должны. Кого-то — что должны быть именно бунтарками. Кого-то покоробило и то, и другое.

Я тогда подумала, что, конечно, понимаю эти претензии. Материнство — это и так невероятно сложная работа. Подняться в двадцатый раз за ночь с кровати к плачущему ребенку — уже подвиг. Да и вообще, признаться честно, где я и где бунтарство. Мне до двадцати восьми лет даже таксисту было сложно сказать, чтобы он закрыл окно, если сильно дуло, какая уж тут революционная деятельность.

Появление ребенка заставило меня хотя бы немного стать смелее, требовать соблюдения каких-то своих минимальных прав.

Я еще только в самом начале этого пути и не могу привести в пример никаких своих больших достижений. Но меня всегда восхищают женщины, которые нашли в себе силы и смелость написать какую-то жалобу, обратиться в службу поддержки какого-то сервиса, дать отпор каким-то прохожим, просто написать хотя бы у себя в соцсетях: «Эй, ребята, так делать нельзя‎». А в последнее время надежду на то, что мир все-таки хоть медленно, но меняется, в меня вселили вот эти две истории.

Кнопка в кофейне для заказа с коляской

Многие из нас наверняка могут вспомнить такой день: ребенок заснул в коляске и вот вы мечтаете в эти редкие минуты покоя выпить кофе. Но не можете заказать его ни в одном кафе, потому что просто физически не сможете затащить туда коляску, или если даже сможете, то ребенок обязательно проснется от шума кофемашины.

И вот одна молодая мама из Москвы обратилась в кафе Surf на Соколе и спросила, что можно сделать. А через какое-то время в этом кафе на улице появилась кнопка вызова официанта для всех, кто с коляской или сам на коляске. Кажется, что это такое простое решение! Но как мы его долго ждали.

Очень хочется верить, что другие заведения общепита тоже возьмут пример с этой кофейни. А все те эксперты, которые советовали женщине в соцсетях просто брать с собой термос, пересмотрят свое мнение. Матерям и так приходится отказываться от миллиона когда-то дорогих и любимых вещей, и если горячий кофе из кафе — это то, что хоть немного может повысить качество жизни, очень грустно было бы лишать себя и других этого удовольствия.

Продажа билетов онлайн для людей с инвалидностью

Вторая история тоже связана с отсутствием доступной среды. А еще это история про Лиду Мониаву — кто-то преклоняется перед создательницей детского хосписа «Дом с маяком», кто-то резко критикует ее за «эпатажные» походы на концерты с мальчиком Колей из ПНИ, которого она во время весеннего карантина забрала из интерната домой и позже оформила над ним опеку. У Коли множественные нарушения развития, он передвигается только на коляске. Мы уже писали о Лиде и ее деятельности довольно подробно в Chips Journal, поэтому сейчас я хочу рассказать только об одной конкретной истории.

Полгода назад Лида собиралась с Колей в небольшое путешествие на поезде, но оказалось, что на сайте национальной транспортной компании невозможно было заказать билеты для людей на коляске. Вообще в российских поездах оборудованы специальные места, и их ничтожно мало, номинально — это одно место на состав, но если подать заявку за 60–90 дней до отправления поезда, количество этих мест может быть увеличено. Правда, для покупки билетов человеку с инвалидностью надо приехать в кассу. Почему остальные люди, не ограниченные в своих мобильных возможностях, могут купить билет онлайн, а ребенок на коляске — нет? С логикой и с доступной средой у нас пока еще не очень.

В общем, полгода назад Лида написала жалобу в РЖД, потом еще несколько постов у себя в блоге (в комментариях к которым люди призывали Лиду с Колей просто сидеть дома, ведь на дворе пандемия), и вот наконец РЖД обновило систему на сайте и сделало там кнопку заказа билетов.

Конечно, у Лиды есть медийность, есть определенное влияние, но она далеко не всемогуща — кнопка появилась на сайте не через шесть часов после ее жалобы, а через шесть месяцев. И все равно это маленькая победа.

Эти истории — лишь две крупицы в мире родительской несправедливости.

По всей стране матерям приходится воевать за свои права: кто-то бьется за то, чтобы им дали место в саду или разрешили открыть семейный детский сад, кто-то — за алименты, кто-то — за направление на дополнительное обследование для ребенка.

Иногда кажется, что материнство — это вообще сплошная борьба, то с самой собой, то с ребенком, то с его бабушками и дедушками, то с педиатром, то со всей системой. Но истории про кнопку для заказа в кафе и про железнодорожные билеты, какими бы разными они ни были, мне кажется, подтверждают одно: иногда нам удается победить, и сделать это не только для себя, но и для других. А значит, все все-таки не зря.