Ученые нашли связь между детской «прилипчивостью» к воспитателям и формированием тревожного поведения

В новом исследовании ученые выяснили что, дети, которые в раннем возрасте очень сильно привязываются к воспитателям, часто изначально имеют небезопасную привязанность с мамой, а в школе у них с большей вероятностью ведут себя тревожно, застенчиво и отстраненно. Работа опубликована в журнале Attachment and Human Behavior.

Ученые из Штейнхардтской школы культуры, образования и развития человека в университете Нью-Йорка исследовали связь между зависимым, «прилипчивым» поведением у детей дошкольного возраста по отношению к воспитателям и формированием социальной тревожности в начальных классах. По уже имевшимся у ученых данным было известно, что качество отношений между ребенком и воспитателем является промежуточным звеном между небезопасными формами привязанности с матерью и развитием разных проблем с поведением в школьном возрасте. В большинстве других научных работ детско-воспитательские отношения рассматривались с точки зрения доверительности и конфликтности, а в новом исследовании добавился еще один критерий — зависимое поведение ребенка.

Согласно полученным в работе результатам, дети, которые показывают «прилипчивое» поведение в детском саду, имеют более высокий уровень тревожности в старшем возрасте (в пятом классе). Однако, по мнению исследователей, правильное поведение воспитателей может приостановить развитие тревожных расстройств.

 «Воспитатели имеют потенциал сыграть решающую поворотную роль для детей, которые склонны к зависимому поведению», — говорит Робин Ньюхаус, руководитель исследования. Для этого они должны проявлять теплоту, воодушевлять на общение и игру и поддерживать детей, которые требуют большего внимания, чем остальные. «Воспитатели могут изменить траекторию (развития) детей, которые в противном случае столкнутся с тревожными расстройствами уже в начальной школе», — объясняет Ньюхаус.

Эти предположения были сделаны из анализа данных по 769 детям из базы Национального института детского здоровья и развития человека (NICHD). В работе использовались результаты оценивания детско-материнской привязанности в американских семьях, когда детям было 36 месяцев, 54 месяца, когда они пошли в первый, третий и пятый класс, а также данные о доверительности, конфликтности, зависимом поведении между детьми и их воспитателями и учителями.

Всего выделяют четыре типа детско-материнской привязанности: безопасный, избегающий, амбивалентный и дезориентированный. Безопасный стиль формируется, когда мама с самого рождения проявляет достаточно теплоты и чувствительности к маленькому ребенку и восполняет большинство его/ее физиологических и психологических потребностей. В ответ на это у ребенка формируется доверие к миру и людям. В случаях, когда потребности ребенка в раннем возрасте по разным причинам достаточно часто остаются неудовлетворенными, поведение ребенка может становиться более агрессивным, капризным, тревожным, очень застенчивым или закрытым. Однако, как показало это исследование, последствия небезопасной привязанности с родителем могут быть смягчены или предотвращены при правильном — теплом, терпеливом и поддерживающем — поведении воспитателей и учителей начальной школы.

Что еще почитать по теме:

«Парадокс привязанности в том, что чем она глубже, тем более самодостаточными и самостоятельными становятся наши дети»: о шести уровнях привязанности между ребенком и его взрослыми

Ученые обнаружили связь между плохим сном младенцев и риском развития тревожности

Как научить детей разбираться в собственных эмоциях? Советы психолога