Из «нуба» в адмиралы: как сетевая игра спасла меня от материнского выгорания

Мы часто пишем о том, как важно родителям поддерживать себя самыми разными способами. Если вы находите занятие, которое позволяет справляться с реальностью, то за вас можно только порадоваться, пусть даже это занятие будет довольно необычным. Редакторка НЭН (и адмиралесса альянса) Ирина Кищина рассказала, как онлайн-игры становятся источником сил для мам и пап в декрете.

Иллюстрация Настасьи Железняк

Я никогда не играла в компьютерные игры. Более того, я была уверена, что сливание времени и денег в электронную реальность — признак инфантилизма, а я-то взрослая и адекватная. Потом я ушла в глубокий трехлетний декрет, и иконка многопользовательской игры стала для меня одновременно окошком в мир и главной возможностью спрятаться от реальности.

Как я нашла тайное прибежище родителей

Первые полгода материнства дались мне очень легко. Да, дочь не спала ночью дольше полутора часов, но разве не все дети так делают? Потом начались зубы и мы попали на новый круг ада.

Дочь родилась весной, а к следующей зиме я вдруг поняла, что я все. Выгорела. Давали знать о себе недосып и расшатанные детскими истериками нервы.


Когда удавалось вырваться из дома без ребенка, я ехала в машине и рыдала.


И сама не могла понять, почему. Просто слезы текли, все тело тряслось и было чертовски плохо.

Среди всей этой тоски моим верным товарищем был телефон. Как волшебное зеркало у Чудовища из мультика, смартфон стал единственной связью с миром. Однажды я скачала свою первую игру по миру «Звездного пути» и назвалась «Ночной ведьмой».

Костяк русскоязычного альянса составляли мужчины среднего возраста из регионов, простые и добродушные, и что интересно, совершенно безразличные к «Звездному пути». У многих из них были дети. Чат альянса жил круглосуточно и когда наваливалась безысходность, всегда можно было зайти в игру и пожаловаться.


Обсуждение стратегических решений быстро превращалось в родительский чатик поддержки.


Меня утешали, говорили, что их дети тоже не спали, перерастет. Предлагали вскрыть для меня вражескую базу, чтобы я кораблем-шахтером спокойно таскала оттуда ресурсы — это, знаете ли, умиротворяет.

Главным на сервере был французский полицейский с никнеймом Ваксис. Самой прокаченной — Марина, женщина в декрете со вторым ребенком. Как-то она умудрилась мочить вместе с нами мобов для ивента, одновременно читая сказку старшей дочери на ночь.

Как поддержка в игре придавала мне сил в жизни

В моем альянсе (да и во всей игре) были в основном мужчины. Мне нравилось, что из-за отсутствия женщин в игре, ко мне всегда относились очень приветливо.

Я лежала в кровати, сонная, немытая, с набранным после родов весом и заплаканными глазами, но когда я заходила в игру, мне писали: «А вот и наша красавица».


В другое время я сочла бы это сексизмом, но тогда мне действительно нужно было почувствовать себя женщиной, красивой и желанной, а не клушей, какой я сама себя считала.


Мне понадобилось три месяца, чтобы выбраться из пучины отчаяния, в которую меня привели попытки быть идеальной матерью. Поддержка близких и моего альянса стали тем светом, на который я шла, пока подземное царство не осталось позади. С новыми силами я вернулась в реальность, как оказалось, ненадолго.

Как я вернулась к игре в пандемию

Переживая тревожный 2020 год, я снова скачала игру. Довольно быстро меня затащили в новый, свежесозданный альянс и сразу сделали премьером, а затем — адмиралом. Так под моим руководством оказалось около 15 активных игроков в возрасте от 35 до 60.


У одного даже ник был ДедаСаша, и внуки (реальные, а не виртуальные) имелись.


Управлять ими было странно и немного страшно, но интересно. Однажды мы начали войну с другим альянсом, и я просто оторвалась, выискивая дипломатические пути решения ситуации. Вспомнила английский, прокачала сленг. За полгода игры мы стали четвертыми на всем сервере. Это крутой результат!

Как я перешла от космических баталий к обсуждению феминизма и насилия

А потом я бросила эту игру и перешла с военизированной стратегии на замороченную игру с тошнотворно-розовым интерфейсом и, что важно, своим «галактическим» чатом.


В чате мы начинали дискуссии о феминизме, насилии, в том числе сексуализированном, по отношению к детям.


Меня поразило, что в шесть утра нашлось минимум двадцать участниц чата онлайн, которые рассказали о своем опыте насилия. Я читала и плакала. Я спросила в общем чате, кто из игроков сейчас в декрете — и откликнулась Елена из Рязани. Она воспитывает трехлетнего сына и готовится к осени отдать его в сад.

Пару лет назад Лена родила первой среди своих друзей и местный круг общения постепенно «отвалился». В игре она встретила единомышленников. Они создали свой чат в мессенджере.

«У нас поднимаются разные темы, от предпочтений в еде до этических вопросов в отношении животных и проблем экологии», — рассказывает Елена.

Как общение в игре помогает другим матерям

Когда я сказала мужу, что буду писать про игры и декрет, он познакомил меня с Аней. Она часто сидит онлайн глубоко за полночь, потому что после укладывания детей у нее начинается ночное время «для себя».

Звездный час для Анны наступил, когда для составления графиков нападения альянсу понадобился человек, который «шарит в экселе и имеет аналитический склад ума».

«Муж предложил меня. Я стала составлять таблицы и постепенно начала общаться с другими игроками. Я находилась в глубокой депрессии на тот момент, так что из игры я получала в основном общение. Один игрок как-то сказал, что я — душа альянса».

Конечно, депрессия — серьезное дело и я спросила, обращалась ли она за помощью. Анна ответила, что пока нет, но общение в чате помогло «разгрузить» ее и повысить качество жизни.

Как играют папы в декрете

Другой виртуальный товарищ мужа — Сергей — папа в декрете. Он опытный игрок со стажем почти в двадцать лет. Решение отправить в декрет именно Сергея оказалось ситуативным.


«Моя работа, декоративно-строительная сфера, не предполагала дистанционки. А жена могла работать частично на дому, у нее была стабильная зарплата. Я считаю, что мы правильно все сделали», — говорит Сергей.


В отличие от других героев этой статьи, его круг общения практически не изменился. Сергей признается: «Я человек домашний, сидящий в компе. Теперь у меня появилась социально приемлемая отмазка для сидения дома — я в декрете».

«Играю я потому, что могу, есть возможность и время. Реализую свои мечты, планы и амбиции. Общение очень важная часть игры. Заметил, что без коммуникации с кем-либо играть становится не так интересно», — рассуждает Сергей.


Многопользовательские онлайн-игры называют основой российского игрового рынка. Традиционно считается, что играют в основном подростки.

Хотя исследования показывают, что доля игроков в возрасте до 18 лет составляет лишь треть от общего числа игроков. Еще треть относится к игрокам 18–35 лет, а оставшиеся доли делят между собой игроки от 36–49 лет и старше 60.

Разработчики тоже поняли важность общения внутри игры, ведь социализацию называют самой важной частью больше половины всех участников исследования. Они отметили, что игры помогают им поддерживать общение с друзьями, а для 46 процентов игра и вовсе семейное хобби (при этом 17 процентов играют с родителями, а 16 процентов — с супругами).

Понравился материал?

Поддержите редакцию!

Понравился материал?

Поддержите редакцию!