7 сентября — это Всемирный день уничтожения военной игрушки (хотя праздник назван «всемирным», информацию о нем, впрочем, можно найти только на русском языке).
Отмечать эту дату предложили в конце 80-х годов прошлого века — считается, что инициатором выступила «Ассоциация помощи сиротам» (но опять-таки, что это именно за организация, интернет умалчивает). А причина, по которой появился этот праздник такая: существует гипотеза о том, что игры с военными игрушками повышают уровень детской агрессии.
Во всяком случае в 1976 году исследователи Чарльз Тернер и Диана Голдсмит пришли к выводу, что чем больше у ребенка военных игрушек, тем более агрессивно он себя ведет и вне игры. Хотя с тех пор ряд других специалистов увидели и некоторые достоинства игры с военными игрушками — кстати, этот вид игры (естественно, под присмотром взрослого) даже используется в игровой терапии.
7 сентября можно предложить детям обменять игрушки, напоминающие о войне (то есть танки, пистолеты, мечи, сабли, дубинки и прочее) на более «мирные» объекты: на конструктор, плюшевых медведей, кукол и так далее.
Но поскольку в руках ребенка практически любой предмет теоретически может превратиться в «военную игрушку» — может быть, этот день стоит воспринимать как повод в целом проанализировать игры вашего ребенка (а также то, насколько для него притягательна «войнушка»).
Праздник пока не пользуется огромной популярностью в России, но в школах иногда проводятся тематические занятия, приуроченные к этому дню. В 2006 году на Первом канале вышел сюжет о том, как школьники из Екатеринбурга 7 сентября яростно ломали военные игрушки.
Да, полный запрет на игру с военными игрушками используется в нескольких странах — например, в детских садах в Шотландии. Однако у таких жестких ограничений, как показали исследования, есть и свои недостатки. Специалистка по раннему детскому развитию, Пенни Холланд из Лондонского Университета увидела на практике, что мальчики, которым запрещают играть в пиратов и солдатиков, могут быть сильно фрустрированы — как в детском саду, так и за его пределами.
Все это может привести к новому витку агрессии, и в итоге стратегия полного запрета на игру с военными игрушками оказывается неоправданной — а дети по факту всегда могут сделать больно своим одногруппникам или одногруппницам из сада и не используя при этом саблю.
По мнению Холланд, можно разрешать детям самим конструировать фантазийное оружие и нужно обязательно рассказывать о том, как следует действовать при конфликтах. В материале для издания The Guardian Холланд еще раз подчеркнула: ключевую роль в формировании агрессивного детского поведения играют физические наказания и психологический абьюз со стороны родителей, а вовсе не игрушки.
Исследователи детских игр из Университета Невады также напоминают: игра в агрессию не равняется самой агрессии, и игры с военными игрушками (если при этом участники следуют установленным правилам), могут помочь развитию детских когнитивных навыков.
Мы как редакция тоже придерживаемся умеренной позиции в этом отношении и считаем, что для того, чтобы взаимодействие с игрушечными пистолетиками не обернулось повышением уровня детской агрессии, достаточно следовать определенным рекомендациям — они подробно изложены в тексте «Пушки детям (не) игрушки».