Не все книжные герои должны быть героями. Чем привлекают детей трикстеры и почему родителям не стоит бояться книг, где главный персонаж — хулиган? Рассказывает Елена Деревянкина.
Мы привыкли, что главный герой в детской книжке непременно должен быть героем положительным: благородным, высоконравственным, поступающим правильно. Но что если главный герой в книжке — вовсе не пример для подражания? Что если он самый что ни на есть ужасный? Давайте разбираться на примере популярной во всем мире серии книг Франчески Саймон «Ужасный Генри».
Генри — хулиган, задира и тунеядец. Каждого персонажа в своих книгах автор наградила говорящим эпитетом, так вот Генри — Ужасный. И это, конечно, неспроста. Генри постоянно разыгрывает младшего брата, не слушает родителей, профессионально изводит приглашенных нянь, держит в страхе одноклассников, мучает учителей и делает все, что ему захочется. Но вот парадокс: юные читатели его обожают, ведь Генри — обаятельный хулиган. Героев такого типа в литературе называют трикстерами.
Вы, конечно, уже с ними знакомы. Это, например, Пеппи Длинныйчулок, Карлсон, барон Мюнгхаузен, Буратино, Незнайка… Что объединяет этих персонажей? Противоречивость, обаяние, нежелание следовать правилам и буйная фантазия. Они не прочь приврать и не спешат брать на себя ответственность, но действуют все же без злого умысла.
Просто у них свои мотивы, а общим правилам они следовать не любят. Вообще трикстер родом из мифологии — такой типичный плут и озорник. Яркий пример — Локи, бог обмана и коварства из скандинавских мифов. В детской литературе черты трикстера немного размылись, но суть осталась той же. Так вот Ужасный Генри — один из них, трикстеров.
Интересное по теме
Насколько вы ужасны по меркам «Ужасного Генри»?
Франческа Саймон не только сделала трикстера Генри главным героем, она к тому же создала его антипод — Послушного Питера. Абсолютно идеального ребенка и младшего брата Ужасного Генри. Оба героя утрированные — Генри чересчур ужасный, а Питер настолько хороший, что аж зубы сводит. И вот тут-то и возникает парадокс: читатель больше симпатизирует хулигану, а не идеальному мальчику.
Почему? Да потому что неидеальный Генри ребенку гораздо ближе и понятнее. Ситуации, в которых оказывается Генри, вполне себе настоящие. Какие-то из них наверняка происходили с читателями. Правда, вряд ли кому-то пришло в голову поступить так, как Ужасный Генри.
Когда Генри оказывается в обстоятельствах, которые ему не нравятся, то действует лишь в своих интересах. Он в этот момент совершенно не задумывается, кому может навредить. Главное — получить желаемое или отвертеться от того, что ему навязывают.
Ребенок-читатель прекрасно видит, что Генри нарушает правила, пакостит и обижает других детей. Но еще он видит, как родители заставляют Генри идти в гости к родственникам, а не на день рождения к другу. Или дарят ему не игрушку, о которой он мечтал, а практичные носки. Они видят, как Генри воротит нос от брокколи и уплетает за обе щеки конфеты.
Интересное по теме
Почему не надо заставлять ребенка обнимать и целовать родственников
И что же они чувствуют, эти юные читатели, которым нет-нет, да и доведется побывать на месте Генри? Сопричастность. Действительно, ужасно неприятно, когда тебя заставляют идти в поход, в который ты идти не хочешь. В самом деле обидно, когда получаешь в подарок совсем не то, о чем мечтал. Грустно и несправедливо, когда вещь сломал младший брат, а все подумали на тебя. И вот дети уже сочувствуют Генри и восхищаются тем, как изобретательно и (естественно!) хулигански он выходит из сложившейся ситуации и добивается (или не добивается) своего.
Образ Генри притягивает этой вседозволенностью — для него нет рамок, хотя все вокруг только и делают, что пытаются его в эти рамки загнать. Поэтому читать про проделки Ужасного Генри так приятно — это расслабляет. Ведь в реальности у детей от семи до десяти лет, для которых написаны эти книги, рамки все-таки есть. И вряд ли они решатся повторить проделки Генри.
Особенно если рядом с этими детьми понимающие и чуткие родители. Ведь родителей Генри трудно назвать примером для подражания — они редко слушают старшего сына и не особенно интересуются, чего бы ему хотелось.
Франческа Саймон развесила на своих персонажей ярлыки, как бы играя с читателем. Она вроде сразу показала, кто есть кто: вот Питер — он Послушный, вот Генри — он Ужасный, вот Маргарет — она Мерзкая, вот Сьюзен — она Скучная… Но на деле оказывается, что все не так просто.
Послушному Питеру, например, ничего не стоит свалить свой проступок на Генри. При этом мама с папой ему верят и глазом не моргнув. И вот как раз эта несправедливость заставляет куда больше сопереживать хулигану. Или, например, Генри решает стать послушным. Он помогает папе, смиренно жует морковку за обедом и не дразнит Питера, хотя очень хочется. И как ведут себя в этот момент родители? Продолжают делать замечания Генри и обвинять его во всех проказах, хоть он и не имеет к ним отношения.
Получается, что образы персонажей размываются. И, если хорошенько присмотреться, то видно, что Генри не такой уж Ужасный, а Питер не так чтобы совсем Послушный. И очень здорово, если ребенок, читая обо всем этом, не будет верить ярлыкам, а сделает свои выводы.
Выходит, и антигерой может принести пользу читателю. Особенно если обсудить его поступки и разобрать по косточкам мотивы. Это не значит найти оправдание хулиганству или обвинить во всем других людей. Нет. Скорее, это попытка понять, что движет Генри и остальными персонажами. А еще это отличная возможность поговорить с ребенком про чувства и эмоции, границы и правила. Ведь бывают ситуации, когда всем нам хочется забыть о рамках и хотя бы на пару минут превратиться в Ужасного Генри.