«Не плачь и не жалуйся»: как историческая травма лишила россиян эмоциональности

Психолог объяснил, к чему ведет обесценивание эмоций.

Фото: skrotov | Shutterstock | Fotodom

Одна из самых болезненных форм обесценивания — стигматизация эмоций. К ней можно отнести фразы вроде: «Не принимай так близко к сердцу» или «Перестань истерить». Клинический психолог Станислав Самбурский объяснил, почему в культуре это явление, можно сказать, передается по наследству, и почему в России не любят эмоциональных людей, пишет «Газета.ру».

«Корни здесь уходят в давнюю память семьи. Психологи называют это „исторической травмой“ — когда опыт войны, голода, репрессий передается не только в рассказах, но и в способах жить. Наши бабушки и прадеды учились выживать, отключая чувства, как ненужный в бою прибор. Когда вокруг гремит опасность, не до того, чтобы плакать или тревожиться — надо действовать. А иногда — и стрелять первым, чтобы остаться живым. Чем холоднее внутри, тем выше шанс дожить до утра. Наши бабушки и дедушки, а часто и родители, передали нам эти установки: если больно — терпи; если страшно — молчи; привязанность — слабость; доверие — опасно», — рассказал он.

И даже если голод и потрясения обошли человека стороной, программа в голове зачастую продолжает жить. По словам Самбурского, к этому добавился также западный культ рациональности. В индустриальную эпоху считалось, что идеальный сотрудник должен быть машиной, а эмоции лишь мешают ему выполнять свои функции. На Западе уже пересмотрели такое отношение, однако в России рационализм «сросся с традиционным „стисни зубы“ и превратился в двойной зажим». Как итог, выражать эмоции считается непрофессиональным.

«Как будто ум и чувства — несовместимы, а человек должен руководствоваться либо бухгалтерией и делами, либо сердцем, но не тем и другим сразу», — отметил специалист.

Он также привел в пример случай из практики: «Одна моя клиентка рассказывает: „Мы сидели на планерке, и я рассказала о конфликте с клиентом, который задерживает оплату, бесконечно затягивает документооборот. У меня дрогнул голос — усталость давила в виски, а стресс стягивал горло, будто воротник на размер меньше. Руководитель перебил: ‚Ты что, плакать будешь из-за этого? У нас тут серьезный бизнес, а не детский сад‘. Я сжала зубы, закончила отчет, а потом полдня не могла сосредоточиться — в голове крутилась только его фраза“».

Когда человеку говорят, что он слишком чувствительный, это называют обесцениванием. По сути, ему показывают: твои эмоции не важны; ты реагируешь неправильно; с тобой что-то не так, — подчеркнул психолог.

«Со временем человек перестает доверять себе, замолкает, а потом и вовсе перестает распознавать, что он чувствует. Да и зачем? Все равно скажут, что „перебор“», — добавил Самбурский.

Это приводит к тому, что человек начинает хуже понимать себя и других и теряет навык эмоциональной близости. Кроме того, из-за этого люди позже обращаются за помощью при депрессии и тревоге. В быту стигматизация эмоций заканчивается тем, что партнеры в паре меньше делятся важным, родители и дети отдаляются друг от друга, а на работе возникают конфликты из-за «неправильного тона» и «обиды на ерунду».

Чтобы переломить сценарий, нужно снова научиться называть свои чувства и принимать чужие эмоции как факт, а не ошибку.

«И да, перестать говорить „Ты слишком чувствительный“. Чувствительность — это не баг, а функция. И если мы ее потеряем, то можем остаться не „сильными и независимыми“, а просто пустыми»», — заключил Самбурский.

Ранее ВЦИОМ опубликовал результаты исследования, согласно которому почти треть (27%) мужчин в РФ не плакали более десяти лет, 19% плакали в течение десятилетия. Женщины плачут гораздо чаще: 18% плакали в течение последнего дня, 25% — за последнюю неделю, 21% — за последний месяц. Среди мужчин эти показатели составили 4%, 8% и 9% соответственно.