Космические корабли, волшебные палочки, яблоки, игрушки, карандаши, какашки — что у них общего? Все они могут стать отличной темой для детской книжки.
Да, даже какашки. Причем писатели обращаются к какашкам не потому, что у них «фантазия закончилась», а потому, что туалетная и конкретно какашечная тема — животрепещущий вопрос для любого ребенка.
Давайте поговорим об этом на примере одной конкретной книжки — «Маленький крот, который хотел знать, кто наделал ему на голову». В этой почти детективной истории крот вылезает утром из норы и тут — БАМС! — прямо ему на голову сваливается толстая коричневая «колбаска».
Крот обижен и зол — он во что бы ни стало спешит выяснить, кто наделал ему на голову? В поисках он обращается к разным животным, все они отвечают, что не гадили на голову крота и демонстрируют, как они какают — видишь, крот, наши какашки совсем не похожи на ту, что на твоей голове. В конце концов благодаря экспертам в какашечных вопросах — навозным мухам — крот находит виновника.
Вообще автор книги Вернер Хольцварт задумывал эту историю как познавательную. Он хотел показать городским детям, как какают разные животные. Ведь если ты видел кролика и корову только по телевизору, откуда тебе знать, какие у них какашки? А ведь дети — настоящие следопыты, им в самом деле это интересно! И вот такие книжки, как история про кротика, просвещают их.
Интересное по теме
Полный кал: почему нужно разговаривать с детьми о какашках (а также список книг и мультиков для облегчения этого процесса)
Но вскоре оказалось, что книжка про кротика в частности и литература про какашки в целом, нужны детям еще и затем, чтобы помочь преодолеть психологические барьеры. Проблема психологических запоров у детей — дело непростое, встречается она гораздо чаще, чем вы думаете. В этом случае у ребенка могут быть разнообразные проблемы с туалетом.
Например, он стесняется какать вне дома или долго терпит, откладывая поход в туалет. В таких ситуациях нужна работа с психологом и родителями, а еще — снятие запретов с какашечной темы. Важно объяснить ребенку, что какать — нормально, это делают все, какашки у всех вонючие и никто не может обойтись без этого. Вот тут-то книжки про какашки и приходят на помощь.
Психолог, кандидат психологических наук
Юлия Егорушкина
Психолог, кандидат психологических наук
— Книга про крота и какашки снижает риски запоров, так распространенных у маленьких детей, благодаря легализации этой темы, о которой можно говорить и даже смеяться, — комментирует психолог Юлия Егорушкина. — Несмотря на маленький формат, у разных читателей книга вызовет свой отклик: моим дочкам было интересно, почему крот не помылся, прежде чем отправиться на поиски (так захвачен эмоциями?), а у меня вызвала вопросы концовка книги. Все это стало темами для обсуждения с детьми после прочтения.
И вот пока вы обсуждаете, почему крот всю книгу носится с какашкой на голове или отчего в финале он решил отомстить своему обидчику таким примитивным способом, вы снимаете зажимы. Становится ясно, что какашки — обычное дело, вы можете спокойно говорить о них.
Интересное по теме
Почему детям так нравятся шутки про какашки?
Отсюда вырастает и третья причина — туалетный юмор. Ведь пока дети маленькие, им разрешается радостно кричать: «Мама, я покакал!» или даже в общественном месте сообщать: «Я хочу какать!» Но стоит ребенку немного подрасти, как оказывается, что само по себе слово «какашка» какое-то грязное. Родители шикают, если дети говорят так, а иные даже отчитывают. Взрослые заменяют слово «какашка» разнообразными эвфемизмами и стесняются говорить об этом. И получается, как в той песенке: попа есть, а слова нет.
Так вот, на определенном этапе дети начинают активно шутить про какашки. Настолько активно, что взрослые то и дело краснеют, шикают и не знают, как же им отучить детей от этого «вызывающего поведения». Но отучать не надо. Надо дать им возможность шутить, сколько влезет (или вылезет?) — так они быстрее проскочат этот этап. А вот если запрещать и ругаться, скорее всего, будет обратный эффект.
В период туалетного юмора книжки про какашки просто незаменимы. Они помогают всласть поговорить на эту тему, покричать «какашка!» и даже спеть про нее песенку. Сразу становится легче, а если родители поют и веселятся вместе с детьми, то скоро жгучее желание шутить про какашки пропадает, ведь шутки не вызывают взрывательного эффекта. Взрослые не смущаются, не тушуются и даже не ругаются — какая скука!
Выходит, что книжки про какашки пишут ради пользы. Историю про кротика, к примеру, читают по всему миру уже 34 года — миллионные тиражи говорят о том, что книга популярна. Ну а дискуссии в соцсетях показывают, что тема все еще будоражит родителей.