Воскресное письмо Лены Аверьяновой.
Привет!
Давным-давно, когда я училась в школе, учительница литературы прочла нам стихотворение Вадима Шефнера «Слова». Сегодня оно звучит несколько пошловато, но в детстве оно произвело на меня неизгладимое впечатление — наверное, с тех пор я и полюбила язык и все, что в нем происходит.
Как человек, который работает с языком и словом каждый день, я очень трепетно отношусь к процессам, которые в них запускаются. И в отличие от «борцов за чистоту русского языка», который состоит из множества заимствований, неологизмов, вошедших в норму, и жаргонизмов, я с радостью принимаю любые изменения в нем.
А еще я всегда с интересом наблюдаю за тем, как мы переосмысливаем некоторые слова и целые выражения, которые прежде использовали в речи, не задумываясь над их значением и влиянием на собеседника.
В последние пару неделю в наших соцсетях произошли две истории, связанные с языком и его восприятием. Первая касалась текста, в котором сравнивали вагинальные и кесаревы роды. Смотрите, в одном только этом предложении есть два языковых триггера — это слово «вагинальные», употребленное вместо слова «естественные» и «роды» после слова на букву к.
Именно это и возмутило некоторых читателей этого текста, который недавно вышел на нашем канале в Дзене.
Мол, это зачем еще естественные роды называть вагинальными, а кесарево — родами?
Все дело в том, что в нашем языке существуют выражения, которые подспудно дискриминируют некоторые группы людей — и это необязательно прямые оскорбления. Вот, например, слово «естественные» по отношению к родам намекает нам на то, что существуют какие-то «неестественные», а значит, «неправильные роды».
Конечно, в буквальном смысле этого в слове не заложено, но слова не работают без контекста. А современный контекст таков, что кесарево сечение — это одна из нескольких возможностей стать матерью. И это — во-первых, тоже естественно, а во-вторых, тоже роды. Возможно, вам покажется, что это все избыточные переживания и на самом деле никого не волнует, как кто-то называет роды и их виды.
Но если вы погрузитесь в контекст еще глубже, вы довольно скоро заметите, что это не так. Если вы почитаете форумы, обсуждения и комментарии под нашими материалами, вы увидите, как многих женщин, прошедших через КС, ранит формулировка «естественные роды».
А поскольку опыт родов — один из самых сильных, один из определяющих и один из самых сакральных (простите мне это слово) в жизни женщины, ей может быть действительно важно, как именно то, что с ней произошло, называется в языке, которым она пользуется каждый день.
И вот это постоянное капанье на мозг «естественностью» вагинальных родов приводит к созданию двух миров — «родила сама» и «родила не сама», и если вам опять-таки кажется, что это мы тут все выдумываем, я принесла вам еще одну историю, вторую.
На этой неделе мы выпустили заметку, написанную на основе случившегося в Твиттере обсуждения темы КС: одна из пользовательниц рассказала, как ее родственнице сделали кесарево сечение, которое ее бабушка расценила как «сама не смогла». Увы, это реальность очень многих женщин, чьи родные, близкие, а порой и просто знакомые (а иногда и незнакомые!), считают их недостаточно «правильными» матерями и пеняют им на то, что они «не справились».
Откуда это берется? В том числе и из влияния языка, называющего естественными только вагинальные роды, понимаете?
Но это еще не все! В ответ на эту заметку одна из наших читательниц написала, что вот это замечание про «не сама» та бабушка сделала вовсе не из желания уязвить или обидеть молодую мать, а из якобы совершенно противоположных побуждений, выражающихся в сочувствии и тревоге за нее. Честно говоря, такой оценки этому явлению я еще никогда не слышала.
Но во-первых, чему тут сочувствовать: мать и ребенок живы, роды закончились благополучно, все в порядке! Во-вторых, и, пожалуй, в-главных, давайте уже откажемся от агрессии и оценочных суждений в случае, когда мы хотим выразить фрустрацию по случаю событий, произошедших с другими людьми. Проще говоря, перестанем говорить: «Я из-за тебя чуть инфаркт не получила!» или «Вот вечно у тебя все не как у людей».
Хамство и токсичность — это не что-то врожденное и встроенное в кого-то из нас по умолчанию. Это всегда выбор! Когда вы волнуетесь за кого-то, лучше, если вы так и скажете: «Слушай, я так переживаю за тебя, расскажи, как ты, как только у тебя появится возможность и желание».
Смотрите, это ведь очень простое предложение — в нем простые слова, но почему же их так сложно произносить? Да потому что очень часто у нас нет опыта обращения с собственными ощущениями — нам проще использовать то, что вертится на языке — а в нашей культуре словами первого выбора, к сожалению, бывают именно грубости.
Но это пора менять. И начать нужно, конечно, не с бабушек — их научить новым языковым трюкам уже не получится. Начинать нужно с себя, особенно если вы молодая мать, которая неизбежно погружается в мир советов, рекомендаций и комментариев, которые она будет слышать от всех подряд — тут только бабушкой дело не ограничится.
Как это менять? Не терпеть!
Не списывать на то, что «ну они хотят как лучше», не считать амикошонство нормой жизни. Как только мы перестанем считать, что женщина с ребенком на руках по умолчанию должна выслушивать всю эту чушь про то, что и как она делает не так, про то, что она «ничем, кроме ребенка» не занимается, что она «недостаточно старается», что ей «просто надо прекратить ныть», мы сразу увидим, как много гадостей льется на нее под соусом заботы или даже дружеского общения.
Интересное по теме
«Когда надо терпеть? Да никогда!»: на YouTube-вышел документальный фильм о женщинах, переживших тяжелые роды
Все эти конструкции, застрявшие в языке и навязшие в зубах, пора выкорчевывать из обихода — и эмоций. Никому и никогда еще не становилось лучше от «просто не грусти!» и от «не выдумывай».
Ни одной матери не придавала уверенности фраза «ты его избалуешь». Ни один отец не радовался фразе «что ты в этом понимаешь». Поэтому прикрывать эту неприкрытую токсичность попыткой проявить заботу — это верх цинизма.
Женщина, которая недавно стала матерью (которая давно, впрочем, тоже), находится в уязвимом и шатком положении — как в физическом, там и моральном смысле. Ей сейчас не нужны никакие пассивно-агрессивные советы и оценочные суждения о ее груди, фигуре, способе родоразрешения и кормления ребенка. Если вам хочется что-то ей сказать, просто скажите, что цените ее и любите. Этого будет достаточно.
Поэтому если раньше было нормально использовать в качестве основных инструментов взаимодействия с реальностью камушки и палочки, то возвращаться к ним, имея под рукой самые последние модели дрелей и лобзиков, по меньшей мере странно.
Берегите себя и детей! И почитайте несколько текстов в придачу:
Главред НЭН
Лена Аверьянова