Самые яркие и типичные примеры преследований с XVIII века до наших дней.
Борьба женщин за право распоряжаться своей жизнью, своим телом и своим имуществом, а также за право полноценно участвовать в общественной жизни государства на протяжении нескольких веков сталкивалась с разнообразным и зачастую жестким противодействием.
Активистки подвергались общественному осуждению, на них нападали, их арестовывали и держали в тюрьме, их убивали. Рассказываем о самых жестоких и бесчеловечных преследованиях женщин, боровшихся за свои права.
Француженку Олимпию де Гуж называют прабабушкой феминизма. Она одной из первых, еще в XVIII веке, начала активно бороться за право женщины вести жизнь, которая ей по нраву, а не ту, которая предписана традициями.
Де Гуж в том числе выступала за право женщины жить с мужчиной без заключения брака и разрешение разводов. Она имела амбиции писательницы и открыто заявляла: «Мужчины настаивают на том, что мы предназначены лишь для ведения хозяйства: проницательные и стремящиеся заняться литературой женщины являются существами, которых общество не может терпеть». Во время Великой французской революции де Гуж вступила в «Социальный кружок», который обсуждал различные общественно-политические вопросы, в том числе — проблему гендерного равенства. Де Гуж, пережившая несчастливый брак, отстаивала всеобщее право на развод (соответствующий закон власти ввели) и замену церковного брака на гражданский контракт. Она также выступала за создание роддомов и отстаивала права незаконнорожденных детей.
В 1791 году де Гуж выпустила Декларацию прав женщины и гражданки, в которой призывала предоставить женщинам такие же политические права, какими пользуются мужчины. «Женщина имеет право подниматься на эшафот — она должна также иметь право всходить на трибуну», — считала француженка.
Сама де Гуж взошла и на трибуну, и на эшафот — спустя два года ее осудили и казнили за «контрреволюционную деятельность».
Интересное по теме
Патриархат Шредингера: мертв и жив одновременно
В конце XIX века в Европе и США развивалось движение суфражисток — активистки выступали за предоставление женщинам права участвовать в выборах (фр. suffrage — избирательное право) и против дискриминации в политической и экономической сферах.
Суфражистки использовали различные методы борьбы. В 1870-х годах в США они пытались участвовать в выборах в качестве избирательниц. Когда их не допускали до регистрации, они подавали в суд.
Одной из лидерок американского суфражистского движения, Сьюзан Б. Энтони, удалось добиться регистрации и даже участия в выборах. В 1872 году за несколько дней до выборов президента она явилась в офис регистрации избирателей и потребовала включить себя и еще нескольких женщин в списки.
Добившись регистрации, она немедленно сообщила об этом в редакцию местной газеты. Новость разлетелась молниеносно. Некоторые журналисты настаивали на том аресте тех, кто посмел в нарушение закона зарегистрировать женщин. Вдохновленные успехом Энтони, еще около 50 жительниц Рочестера тоже зарегистрировались для участия в выборах.
5 ноября «злоумышленницы» приняли участие в выборах. После этого Энтони успела объехать 29 городов с выступлениями. «Неужели голосовать — это преступление?» — таким был главный посыл ее речей. 18 ноября Энтони и еще 14 проголосовавших женщин арестовали. Судебный процесс завершился судом над Энтони. Ей назначили штраф в сто долларов, который она принципиально не стала платить. Эти события вывели проблему участия женщин в выборах на уровень национальной повестки в США.
Суфражисток арестовывали и за более серьезные нарушения закона. Часть активисток использовала радикальные способы борьбы — они били окна, поджигали дома, устанавливали бомбы.
Оказавшись в заключении, суфражистки часто объявляли голодовку, чтобы привлечь внимание к проблемам, с которыми они боролись. Власти принудительно кормили их — через ноздрю или желудок. Эту жестокую процедуру, помимо суфражисток, применяли к пациентам психиатрических лечебниц — в то время это была официально признанная и принятая властями практика.
Процедура была очень болезненной. В процессе насильственного кормления люди получали травмы — ссадины и синяки (заключенных валили на пол, привязывали к кроватям или стульям), кровотечения, повреждения рта, носа, гортани и желудка. Кровотечения и тошнота иногда продолжались по несколько дней, головная боль не давала спать.
Пытка приводила и к долгосрочным проблемам со здоровьем. После принудительного кормления у некоторых заключенных развивался фарингит и несварение желудка; если был поврежден сердечный нерв, это могло приводить к нарушению сердечного ритма, не проходившему несколько недель.
«Холлоуэй (тюрьма в Лондоне. — прим. ред.) стал местом ужаса и пыток, — писала в автобиографии британская суфражистка Эммелин Панкхерст. — Отталкивающие сцены насилия заполняли каждый час дня в тюрьме, врачи шли от одной камеры к другой, выполняя свою отвратительную миссию».
На протяжении долгого времени права женщин и мужчин не были равны, в том числе — и в сфере образования. Например, в Кембридже в XIX веке были колледжи для женщин — ходили они туда с сопровождением, библиотеку могли посещать только в строго выделенные часы. Но диплом при этом женщины не получали.
В 1897 году на голосование университетского Совета вынесли вопрос о том, чтобы хотя бы дипломы женщинам все-таки стали предоставить. Сам факт голосования вызвал протесты среди студентов-мужчин. В окно книжного магазина вывесили куклу женщины в штанах на велосипеде — символ женщины новой эпохи.
На улицах собралась толпа протестующих. Совет отклонил предложение (1707 голосов против 661). Такую же участь постигло голосование, проведенное в 1921 году. Только в 1948 году первая женщина получила почетный кембриджский диплом — это была Королева Елизавета — мать будущей королевы Англии Елизаветы II и принцессы Маргарет.
Публичные выступления суфражисток часто вызывали общественное осуждение. «Активистка могла просто встать на ящик посреди рынка — как делали многие женщины, — и уже это вызывало волну ярости. Ее могли забросать гнилыми овощами окружающие или даже побить полиция», — пишет историк.
Иногда суфражистки подвергались нападениям. На одну из сторонниц агрессивной борьбы, британку Эммелин Панкхерст и ее соратницу в 1908 году напала группа мужчин. Они закидали активисток гнилыми яйцами и снежным комьями с камнями внутри, а потом побили их. Панкхерст получила серьезное повреждение ноги.
Интересное по теме
Иногда бунт — это единственный способ быть услышанной: книги для детей о сильных и успешных женщинах
Давлению, преследованиям и арестам подвергаются и современные феминистки. Иногда женщины сознательно нарушают законы — те, против которых борются.
Активистку из Саудовской Аравии Люджейн аль-Хазлюль несколько раз арестовывали за то, что она садилась за руль, несмотря на действующий в стране запрет для женщин водить машину. В мае 2018 года ее арестовали и осудили за попытку «дестабилизировать обстановку в королевстве», а отпустили из тюрьмы только спустя три года. Выезжать за пределы страны Люджейн запрещено.
В Иране прошлой осенью после задержания полицией нравов погибла 22-летняя Махса Амини. Она вышла на улицу с неправильно надетым хиджабом — из-под него виднелись волосы. После этого в стране начались массовые протесты, в том числе с феминистскими лозунгами; погибли и были задержаны сотни человек. Женщины по всему миру стали отрезать себе локон волос в знак поддержки иранок.
В 2016 году Дайана Кинг, Колетт Девлин и Кэтти О’Кейн пришли в полицейский участок в городке Дерри в Северной Ирландии и сообщили, что они совершили преступление — они позволили использовать свои адреса для доставки абортивных таблеток для жительниц города. В стране аборты тогда были строго запрещены — избавляться от плода было запрещено, даже если он был зачат в результате изнасилования, инцеста или имел не совместимые с жизнью нарушения. Были ли в результате арестованы активистки, выяснить не удалось. В 2018 году законодательство в Ирландии было значительно смягчено.
Давление мужчин на поднимающих голову женщин иной раз приобретает радикальные формы.
Американка Амина Вадуд — исследовательница гендерных проблем, специалистка по исламу, авторка книги «Коран и женщина. Перечитывая Коран с женской точки зрения». Вадуд настаивает, что быть имамом в исламе может быть не только мужчина, но и женщина. Сама она в 2005 году провела пятничную молитву для сотни верующих в Нью-Йорке. Служба, в которой приняли участие и мужчины и женщины, прошла в здании епископальной церкви, потому что в трех мечетях, куда Вадуд обращалась, ей отказали, в том числе из-за угроз.
Амина стала первой мусульманкой, которая выступила в роли имама. В тот день на улице собралось около десятка протестующих. Но впоследствии ведущие мусульманские лидеры осудили ее поступок, она стала получать угрозы и порнографические письма. Противники прерывали выступления Вадуд на конференциях, называя ее «дьяволом в хиджабе».
Несмотря на это, у Вадуд появились последовательницы. Жительница Индии — 34-летняя Джамала — провела пятничную молитву, после чего фундаменталисты пригрозили убить ее.
11-летняя пакистанка Малала Юсуфзай стала известна всему миру в 2009 году благодаря блогу на афганской версии сайта BBC. В постах девочка рассказывала о жизни в долине реки Сват, где тогда правили радикальные талибы. Они запретили всем девочкам ходить в школу. Малала выступала против этого решения.
Интересное по теме
Самая юная нобелевская лауреатка: чем прославилась Малала Юсуфзай
В 2012 году, когда Юсуфзай возвращалась с учебы домой, школьный автобус остановили вооруженные талибы. Один из них зашел внутрь и, найдя среди пассажиров Малалу, выстрелил в нее. Врачам с трудом удалось ее спасти.
Обучение Малала продолжила в Великобритании. В 17 лет она стала самой молодой нобелевской лауреаткой за всю историю премии. В 2015 году Малала открыла в Ливане школу для девочек-беженок из Сирии.
Сегодня сложно представить, что еще сто лет назад женщина не имела права самостоятельно распоряжаться своим телом, принимать решения, связанные с собственными безопасностью, благополучием, здоровьем. Благодаря феминисткам сегодня мы можем свободно получать высшее образование, выходить замуж и разводиться, голосовать, водить машину, работать наравне с мужчинами.
Однако даже в наши дни эти привычные нам права для кого-то по-прежнему являются привилегией: на примере Ирана, Афганистана и других стран (в том числе и России) мы видим, как женщин ежедневно лишают возможностей, которые должны быть по умолчанию доступны всем людям. История феминизма не закончена: продолжаются аресты, преследования и убийства женщин, а значит — продолжится борьба за их права.