Патриархат Шредингера: мертв и жив одновременно

Колонка Анны Кухаревой.

Итак, сегодня я добралась до фундаментальных вопросов гендерного неравенства. Я даже немного взволнована, потому что никогда еще не писала предметно о феминизме и патриархате.

А поводов целых два: во-первых, в наш уютный телеграм-канал под материал о воспитании мальчиков пришел настоящий инцел, уверенный, что никакого патриархата не существует. Этот милый человек требовал информационного обслуживания и развел срач на 350 комментариев. В жизни такого не видела в нашей «телеге»!

Во-вторых, мы опубликовали материал о «доброжелательном сексизме» и Международном дне девочек, после чего наши комментаторы стали горячо защищать традиции подавать женщинам пальто, открывать им двери и уступать место в транспорте. Многие добавляли, что учат этим правилам своих сыновей, и никакой феминизм не заставит их передумать.

Это побудило меня порассуждать о том, есть ли в действительности патриархат или нет (и что требуется сделать, чтобы его все же не было). Поехали!

Подпишитесь на нас в Телеграме, чтобы не пропустить новые тексты и оставаться в курсе новостей из сферы родительства и детства! 

Расскажу в общих чертах об аргументах пользователя, который отставивал мнение о том, что патриархат — это конструкт в головах женщин: мол, женщинам на откуп отдано образование, женщины при разводе получают детей, женщин не призывают в армию, об их здоровье заботится государство и не подпускает их к опасным профессиям, женщины выходят раньше на пенсию, им не назначают пожизненное заключение (и вообще сроки меньшие дают), женщина имеет право в любой момент без ведома партнера сделать аборт, развестись и получать алименты. А еще мужчины совершают самоубийства гораздо чаще и делают это, разумеется, из-за женщин. Выкусите, феминистки, нет никакого патриархата!

Вообще-то это классическая аргументация представителей всяких радикальных мужских движений. Можно сказать, человек точно по методичке работает. Но кое в чем я с этим господином согласна: патриархата уже не существует. Гендерная дискриминация женщин — это лишь его отголоски, постепенно осыпающиеся после разрушения фундамента стены. Но мужчины вновь и вновь пытаются этот «аварийный объект» штукатурить, подпирать палками и делать вид, что все точно так же, как и раньше. Но, конечно, к настоящему патриархату вернуться не выйдет при всем желании.

Базис и надстройка

В материале о безотцовщине я уже писала, какой точки зрения на происхождение патриархата придерживались Фридрих Энгельс и Симона де Бовуар. Напомню: возникновение брака и патриархата было вызвано желанием накопления имущества с течением времени в пределах одной семьи.

Кому отдать свои богатства? Логично, что своим детям! Но как удостовериться, что дети твои? Все очень просто: девушка должна была выходить замуж девственницей и кроме своего мужа не иметь половых партнеров. Тогда она гарантированно будет рожать только от него, и вопрос с наследниками решится.


Сначала сексуальную свободу молодой женщины ограничивали родители, затем — ее супруг. Для этого применялись разные методы: ограничение круга общения, запрет на выход из дома без сопровождающего, особая одежда для замужних женщин (чтобы их было видно сразу), и, конечно, заматывание женщины с головой в кусок черной ткани.


Отсюда же религиозные запреты на прелюбодеяние и жестокие наказания для изменщиков — потому что был велик риск передачи имущества не своим детям.

Конечно, этот порядок воцарился не сразу и не повсеместно. Необходимость подчинения мужчинам мотивировали безопасностью (женщина слаба, беззащитна, не так умна), заботой о продлении рода, религиозными догмами, которые постепенно сделали секс делом греховным, и, конечно, заботой о здоровье и нравственности народа. «Пряников» для заманивания женщин в брак было не так уж много: повышение социального статуса, обогащение и возможность невозбранно заниматься сексом. Причем все эти приятные бонусы достигались за счет того, что женщин предварительно лишали статуса, денег и половой свободы просто по факту рождения.

Интересное по теме

Контрацепция: женская ноша и женская вина

До конца XIX века мир развивался очень медленно. И патриархат по-прежнему работал на благо передачи наследства и генов. Он существовал к тому моменту уже так давно, что его считали естественным порядком вещей. Мужчины сильные, женщины — рожают, что тут непонятного? Так всегда было!

Надстройка без базиса

В беспокойном ХХ веке общество очень сильно изменилось: семимильными шагами стала развиваться медицина, появилась контрацепция, домохозяйства уменьшались из-за урбанизации. В семьях становилось меньше детей — больше не нужно было рожать десятерых, чтобы выжило трое. Можно было сразу родить трех и не мучиться. Феминистки стали бороться за права женщин. Мировые войны привели женщин на заводы, в офисы, армию и в спорт. И хотя после окончания этих конфликтов шли новые волны закрепощения женщин, процесс было не остановить.

Но знаете, что поставило на патриархате окончательный крест (пусть он об этом еще не знает)? ДНК-тесты. Иронично, что мужские движения усиленно продвигают идею, что эти тесты надо делать за госсчет и прямо в роддоме. Но они не понимают, что само их наличие отменяет необходимость держать женщину дома, чтобы она рожала только от мужа. Теперь есть научная технология, позволяющая выяснить, твой ли это наследник перед тем, как передавать ему имущество. Кстати, коварные изменщицы, скорее всего, будут предохраняться во время соития с любовником, так что шанс завещать свои миллиарды сыну соседа исчезающе мал.

Патриархат потерял свой смысл, как потеряли смысл рыцарские замки после изобретения пушек, доспехи после появления огнестрельного оружия и гужевой транспорт после начала массового производства автомобилей. За старые порядки продолжают держаться по привычке, не думая — ведь и замки, и кирасы, и телеги тоже исчезли не сразу.

Наверное, как явление патриархат искоренить невозможно. Кто-то все равно будет его воспроизводить в рамках отдельной семьи или общины, как реконструкторы воспроизводят быт древних скандинавов. Но массового возврата к патриархальным порядкам уже не будет, если мы не затеем, конечно, какую-нибудь ядерную войнушку.

Интересное по теме

«Идет эксперимент над российским народом». Как мобилизация повлияет на рождаемость в России?

Жизнь невозможно повернуть назад

Дело в том, что возвращение в настоящий патриархат невозможно без возвращения в лапти.

Женщины слишком встроены в современную экономику, чтобы можно было отправить их по домам. Нет такого количества специалистов «правильного пола», чтобы безболезненно заменить всех врачинь, учительниц, журналисток, инженерок и бухгалтерок. Даже попытка медленно выдавить женщин с рынка труда приведет к неизбежному упадку — и не только экономическому.

Допустим, мы отправили женщин по домам и потеряли в процессе огромное количество денег и жизней — лечить-то людей некому, нагрузка на мужчин-врачей многократно усилилась! Дальше что? Представьте женщину с двумя детьми в двухкомнатной квартире. Да, домашние дела никогда не кончаются, особенно пока дети маленькие. Но по мере их роста у мамы появляется все больше свободного времени, которое она должна как-то занять. Скука — самый эффективное топливо для недовольства (помните «Леди Макбет Мценского уезда»?), так что вскоре снова появятся феминистские настроения среди домохозяек.

Сторонники патриархата это понимают, поэтому всячески агитируют за многодетность — чтобы гарантированно занять женщин детьми очень надолго. Но и тут есть подводные камни. Для начала, все эти дети должны где-то жить, так что семье нужна не «двушка», а дом на земле или большая квартира. Этих детей нужно кормить, обувать и одевать на одну мужскую зарплату. Одной зарплаты почти всегда не хватает, так что остается возврат к корням — дом на земле с огородом.

И чтобы это все обеспечивать, каждому мужчине придется работать от зари до зари, и не на одной работе. Почувствуйте себя соло-матерями, что называется. Никаких больше «Танчиков» или продавливания дивана перед телевизором: пришел с работы, переоделся — и на вторую. Пришел со второй — и в огород.

Чего хотят мужчины

На самом деле желания «патриархалов» описываются буквально одним словом: рабство. Они не хотят в настоящий патриархат, где им придется впахивать как волам. Они хотят покорных женщин, которые будут финансово независимы. Они хотят не терять свою комфортную, современную жизнь в городе, но чтобы жена перед ним трепетала. В общем, им надо и на елку влезть, и не уколоться. Что ставит перед нами вопрос: а на кой-это сдалось елке?


Чтобы убедить женщин в полезности такого странного мироустройства, в ход идет «мудрость предков», религия, забота о демографии, стенания о распаде института брака, жалобы на нравственное разложение общества, шейминг одиноких мам, высмеивание феминисток и многое другое. Иногда это срабатывает, но все чаще — нет. Поэтому большинство «патриархов» хотят, чтобы меры приняло государство и законодательно закрепило их мнимое превосходство.


Социальный прогресс неостановим: все меньше женщин соглашаются быть бесправными вещами. Мужчинам это, конечно, не нравится — но некоторым и взрослеть не нравится, а все равно приходится.

Корни патриархата мертвы — остались лишь сухой ствол и ветки, которые требуется снести.

Пилим ветки

И тут мы возвращаемся к доброжелательному сексизму и его воспроизводству в обществе.

Почему мамы учат своих сыновей уступать девочкам место, открывать двери и подавать пальто? Доказано же, что доброжелательный сексизм со временем превращается в обыкновенный. Откажитесь уже от него! Но это кажется многим хорошей, красивой этикетной нормой.

На самом деле женщину веками убеждали, что она слаба и беспомощна как дитя. Все эти жесты были призваны это подчеркнуть: смотри, я забочусь о тебе, как о маленькой!

Когда мальчикам говорят: «Девочек бить нельзя, девочкам надо помогать и защищать их!» — им транслируют, что они лучше, сильнее и храбрее одноклассниц во всех смыслах.

Прекратить транслировать доброжелательно-сексистские установки, как ни странно, женщинам мешает их самостоятельность и усталость. Мне кажется, что уступание места в автобусе — это такой последний бастион женственности для сильной и независимой. Ты пашешь на нескольких работах, все контролируешь, тянешь детей и дом, платишь за все сама, а теперь тебе еще и местечка никто не уступит и пальто не подаст? Ужасно! Когда ты все-все делаешь самостоятельно, невероятно хочется отдать контроль кому-то еще, хотя бы на время. Отсюда вот эти все: «Не хочу ничего решать — хочу новое платье». И сесть в метро после тяжелого дня.


Если смотреть трезво, все эти милые глупости никому не нужны: редкая дверь нынче не поддастся женским усилиям, стул можно придвинуть самой, как нравится, а изящное подавание пуховика и вовсе выглядит нелепо. Но этих малых знаков внимания можно лишиться уже сейчас, а прекрасное царство феминизма когда еще наступит! И наступит ли вообще с такой мировой обстановкой?


Многие женщины воспринимают феминизм, как попытку их дополнительно «нагрузить». С их точки зрения, после воцарения равноправия мужчины обязательно перестанут помогать носить тяжелые сумки, уступать места беременным и станут все как один лытать от тяжелой работы. Это, конечно, не так, и вообще, не обязательно быть мужчиной, чтобы помогать тащить тяжелый пакет.

Равенство полов — это не только про отмену «джентльменства»

Сейчас женщины не всегда могут устроиться на работу из-за детей и больничных. Причем потомства у соискательницы может еще даже не быть — работодатель просто предполагает, что рано или поздно оно появится.

Расскажу личную историю: моему другу предложили должность пресс-секретаря в Госнаркоконтроле, а он подрабатывать там не хотел. А я нуждалась в деньгах и была готова браться за любую связанную с написанием текстов, работу (19 лет, бедная студентка, дырявые кеды, все дела). Но мне отказали, потому что, цитирую: «Ты встретишь какого-нибудь капитана, выйдешь за него замуж, уйдешь в декрет, а нам нового пресс-секретаря искать». Это было обескураживающе и унизительно. Многие, кого спрашивали на собеседованиях: «Когда планируете рожать?» — знают это чувство.

Интересное по теме

Что такое «штраф за материнство» и как он устроен

Из-за того, что женщин неохотно берут на работу, они вынуждены демпинговать на рынке труда и соглашаться на гораздо более низкие зарплаты, чем мужчины. Чтобы оправдаться за свои больничные и утренники в детских садах, женщины берут работу на дом и задерживаются в офисе допоздна. Еще в обществе бытует мнение, что мужчина «кормилец семьи» и ему нужно предлагать большие деньги, чем женщине за ту же самую работу. Это делает очень уязвимыми соло-матерей, потому что они тоже кормят семьи, вот только работодатели об этом забывают.


Домашний труд в большинстве полных семей распределяется неравномерно, причем настолько, что даже появилось выражение «вторая смена». Женщины готовят, убирают, занимаются детьми, закупают продукты и бытовую химию, в то время, как большинство мужчин могут сослаться на усталость после работы, упомянуть свою большую зарплату и ничего не делать.


Женщины сталкиваются с гендерным насилием, и вынуждены из-за этого жить с оглядкой: не садиться в лифт с мужчинами, писать подругам номер такси, на котором едут, и искать себе компанию, чтобы безопасно ходить по темным улицам. Что из этого делают мужчины? Мужчины просто не боятся.

У гендерной дискриминации еще много лиц. Чтобы описать все ее возможные формы, нужна будет отдельная статья. Но ситуацию можно исправить. Мы в силах воспитать наших детей так, чтобы они смогли построить равноправное общество (это скорее всего, сделают наши правнуки, но курочка по зернышку клюет).

Галантно поданный мужчиной пуховик и равную оплату труда даже сравнивать нельзя. Пусть передо мной, когда я стану старой, не будут открывать двери незнакомые мужчины и мальчики, но моя дочь получит возможность стать пожарной или летчицей гражданской авиации! Я готова не ждать от парней того, что они будут тащить мои сумки — ладно. Мне хочется увидеть время, когда этих самых парней перестанут стыдить за цветные волосы или пирсинг.

Нас всех ранят и уродуют попытки сохранить патриархат дольше положенного ему срока. В конце концов от токсичной маскулинности страдают не только женщины, но и сами мужчины, которые не ходят к психотерапевтам, не плачут, не отказываются от мобилизации («что я, как трус поведу себя перед пацанами»), а потом вдруг — бац! — и живут гораздо меньше. Феминизм нужен не только фемактивисткам — он нужен всем. И тем, кто «хочет новое платье», и тем, кто стоит с тяжелыми пакетами в метро, и мамам, и детям, и мужчинам тоже. Мужчинам — чтобы скинуть груз завышенных ожиданий. Женщинам — чтобы перестать бояться. Это неравноценные причины, но я верю, что однажды мы придем к гендерному равенству. И никто не будет никому придвигать стул, но и на собеседовании отказывать из-за будущей беременности тоже не будут.