Редакция
19 июля 2022

Вуменомика: как Япония борется за феминизм на государственном уровне и почему ничего пока не получается

На Всемирном экономическом форуме в 2022 году Япония в рейтинге гендерного равенства заняла 116 место, уступив Гватемале, Таджикистану и государству Буркина-Фасо. В 2012 страна располагалась в рейтинге на 101-м месте, и у занимавшего на тот момент пост премьер-министра Синдзо Абэ были большие планы, связанные с движением к вершине списка.
Фото: chachamal | Adobe Stock
Фото: chachamal | Adobe Stock

На том же Экономическом форуме, только уже в 2014 году, Абэ громогласно заявил, что Япония должна стать страной, «в которой женщины будут сиять». Тогда же одним из направлений экономического развития страны была официально объявлена «вуменомика»: предполагалось, что количество женщин в корпорациях и на государственной службе в следующие десять лет вырастет на 30 процентов, что увеличит ВВП страны как минимум на 13 процентов.

Вуменомика (Womenomics) — термин, который используют для обозначения одного из направлений внутренней политики Японии с 2014 года. Считается, что в употребление его ввела Кэти Матцуи — вице-председательница и главный стратег глобального инвестиционного банка по Японии Goldman Sachs.

Есть и хорошие новости: на последних выборах в верхнюю палату парламента Японии женщины получили рекордные 35 из 125 мест. Однако эксперты считают, что пока существенных изменений в глобальном положении женщин на рынке труда не произошло, называть частный случай победой — преждевременно.

Впрочем, какие-то перемены за последнее десятилетие все же отметить можно. Так, в 2019 году процент трудоустроенных в стране женщин побил все предыдущие рекорды и составил 71 процент от общего количества женщин трудоспособного возраста, а уровень занятости женского населения впервые превысил те же показатели США и Европы.

Однако проблема в том, что большая часть этих женщин по-прежнему занимается сдельной работой с почасовой оплатой, не имея при этом гарантированных отпусков, страховок и прочих льгот. Кроме того, ситуация с ковидом вновь существенно сократила все эти блестящие показатели: за последние два года женщины покидали свои рабочие места в два раза чаще, чем мужчины, и это напрямую связано с проблемой гендерного неравенства в стране и в мире.

Кроме того, женщины в японских корпорациях регулярно сталкиваются с таким явлением, как матахара (matahara) — дискриминацией беременных и недавно родивших сотрудниц. Несмотря на то, что по закону уволить беременную женщину нельзя, руководители компаний все равно это делают, стремясь сохранить показатели эффективности и сократить траты на декретные отпуска. В прошлом году правительство Японии приняло закон, согласно которому в отпуск по уходу за ребенком могут уходить и отцы, причем — неоднократно: предлагается разбить этот отпуск на четыре части и брать его по необходимости. Есть надежда, что это поможет хотя бы частично решить проблему с сохранением рабочих мест для женщин.


Сейчас, по словам Матцуи, Япония как никогда нуждается в «вуменомике», и все предпосылки для ее успешной реализации есть: гендерное разнообразие сегодня считается не просто модной тенденцией, а необходимым драйвером экономического роста любой страны.


Особое внимание к ESG-повестке (экологическое, социальное и корпоративное управление) и приток сотрудников-центениалов создают благодатную почву для создания гендерного разнообразия в корпорациях.

В 2021 году на пост премьер-министра Японии претендовали сразу две женщины. Об одной из них — Санаэ Такаити — писали тогда все СМИ: Такаити сравнивали с Ангелой Меркель и Маргарет Тэтчер, при этом она умудрялась совмещать увлечения мотоциклами и игрой на барабанах с весьма консервативными взглядами на брак и отношения. В частности, она выступала против однополых браков и за то, чтобы супруги носили одну фамилию.

Премьер-министром Такаити так и не стала, однако сам факт участия женщины в предвыборной кампании стал для Японии серьезной заявкой на установление гендерного равенства в политической и экономической жизни страны.

Эксперты считают: реальные изменения в этой сфере (квоты для женщин в корпорациях, предоставление им оплачиваемых отпусков, в том числе — по уходу за ребенком, увеличение количества женщин-лидеров в государстве) смогут совершить настоящую революцию в экономике Японии. Теперь этот вопрос в руках нового премьер-министра страны — Фумиа Кисидо.

Не пропустите самое интересное
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости
Спасибо, мы будем держать вас в курсе