Рассказывает создатель курсов Анатолий Попко.
По данным Федерального реестра инвалидов, сейчас в России живет почти 31 тысяча детей и подростков с инвалидностью по зрению. Все они должны научиться взаимодействовать с миром — и получить навыки, позволяющие познавать и анализировать его. Процесс обучения таких детей — сложный путь, на котором требуются усилия всех: родителей, педагогов и самих юных учеников.
Анатолий Попко — эксперт по невизуальной доступности. Несколько лет назад в рамках программы «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» он придумал и воплотил в жизнь курсы по компьютерной грамотности для людей с ограничением по зрению. Их проходят не только взрослые, но и дети.
Анатолий рассказал НЭН о том, как проходит обучение, с какими запросами к ним обращаются, с какими проблемами проект сталкивается, а также почему индивидуальный подход — главное в работе с незрячими детьми. Своим опытом с редакцией также поделилась мама незрячего подростка из Петербурга, который продолжает обучение на курсах и осваивает музыкальные редакторы, чтобы самостоятельно писать музыку.
Наш проект — практические занятия по компьютерной грамотности для незрячих и слабовидящих пользователей — запустился в июне 2020 года в рамках программы «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».
В год мы получаем 200 заявок, одна заявка включает в себя восемь индивидуальных занятий для человека. Если слушатель хочет продолжить обучение, а по итогам прошедших занятий есть необходимость закрепить или доработать материал, устранить пробелы, то каждый может подать заявку на дополнительные занятия. Но, как правило, большинство усваивает материал за восемь занятий. Исключение составляют незрячие пользователи с дополнительными нарушениями, например, ДЦП или всевозможными нейроотличиями. Если же слушатель не имеет дополнительных ограничений (помимо отсутствия зрения), то у него есть возможность продолжить обучение по другим учебным программам.
В 2021 году поступило 195 заявок, из которых 21 — от детей и подростков от 12 до 18 лет. Отмечу, что среди них есть подростки, которые осознанно приходят на индивидуальные занятия по компьютерной грамотности. Важно подчеркнуть, что все занятия проводятся в индивидуальном порядке и дистанционно и главное — бесплатно.
К настоящему моменту с помощью проекта реализовано 450 заявок, из которых 350 человек это индивидуальные пользователи, детей около 50 человек. Они осваивают и совершенствуют все необходимые программы, чтобы стать квалифицированными специалистами, обучаться в университете или устроиться на работу. Для нас это замечательный результат, потому что даже 50 реализованных незрячих — это огромная работа и победа.
У нас есть принципиально важный момент в обучении: мы культивируем индивидуальный подход к каждому ребенку. Есть дети, которым надо чуть больше внимания, им надо раскрыться, вообще понять, зачем ему в будущем пригодятся такие навыки, есть случаи с синдромом дефицита внимания, то есть от ребенка нужно больше концентрации и наши преподаватели стараются это учесть.
Мы ищем преподавателя под каждый индивидуальный запрос, а они у подростков становятся все более интересными. Уже не стоит задачи просто изучить компьютер как таковой. Например, к нам обратились с задачей освоить специальный язык разметки для математической записи — LaTex. И вот найти специалиста для такого студента — наша цель. Мы закрываем даже, казалось бы, самые сложные направления, с которыми к нам приходят.
Условно, есть прекрасные незрячие математики, которые освоили эту технологию, но, важно, чтобы у специалиста было время и возможность передать знания подростку.
У нас есть довольно продвинутые ребята, которые в столь юном возрасте начинают изучать основы программирования. Они понимают, какие навыки хотят развить в себе, связанные не только с изучением базового Windows, но и углубиться в каких-то конкретных программах. Многие из них обучаются в специализированных школах-интернатах, но там они не могут в полной мере удовлетворить свой интерес. Это одна категория ребят, которым нужно больше, например, им интересно понять, как устроен Python, более того, потом они хотят писать дополнения к разным программам экранного доступа, самостоятельно совершенствоваться, кодить, развивать существующие софты.
Есть также ребята, которые в школе не успевают схватывать все или какие-то базовые задачи даются им сложнее, чем другим. Они приходят к нам и мы им помогаем. Все же, даже небольшой класс незрячих и слабовидящих детей обучать довольно сложно, особенно уделить всем одинаковое количество времени и внимания. Наш проект может и осуществляет индивидуальную работу с детьми, например, если кому-то в классе что-то непонятно, может обратиться к нам, устранить пробелы и подтянуть свои знания. Мы становимся своеобразным репетитором.
Также к нам в проект часто приходят незрячие дети из общеобразовательных школ, где на уроках информатики они просто сидят молча и не могут проявить себя. К сожалению, не все учителя общеобразовательных школ знают о программах экранного доступа и не владеют соответствующими навыками, чтобы обучить им пользователя. И вот для таких детей наш проект играет очень важную роль, ведь у них нет других способов освоить компьютер.
А еще у нас есть незрячий музыкант: человек хочет освоить композиторское искусство и поступить в консерваторию, ему надо понять, как записывать ноты, а также разобраться, какие существуют программы для их записи. И мы также нашли по такому запросу молодого человека, который уже обучался на смежной специальности и сам освоил все необходимые программы.
Все случаи в какой-то степени уникальны, безусловно, это всегда точечная, индивидуальная работа один на один. Например, случай с Колей, нашим музыкантом, уникальный, он очень толковый подросток, очень хорошо воспринимает всю информацию, преподаватели, с которыми он занимался, хвалили его.
Николай не видит с рождения, он с раннего детства профессионально занимается музыкой, играет на фортепиано, поет, осваивает новые для себя инструменты, например, экзотический ханг. Подросток неоднократно участвовал в российских и международных конкурсах, а также становился их призером. Сейчас он занимается с преподавателем на курсах компьютерной грамотности и осваивает специальные музыкальные редакторы, которые позволят ему писать музыку самостоятельно.
Основная проблема в том, что мы постепенно отказываемся от зарубежного программного обеспечения. Сейчас акцент сместился на отечественный софт. Мы вкладываем много сил, как и благотворительные организации, в обучение, финансирование и развитие, чтобы в будущем дети стали квалифицированными специалистами. Но если наши разработчики не будут обеспечивать доступность цифрового контента, все наши усилия будут насмарку. Условно, если Google или Windows полностью уйдет из России и вместо них появятся отечественные разработки, то они должны быть доступны.
Например, на данном этапе незрячие пользователи могут работать в Word и Google-документах, а вот в российских офисных аналогах — нет.
Международные компании более 20 лет внедряют требования доступности цифрового контента и делают собственные цифровые сервисы доступными. К сожалению, в России на данный момент нет законодательных требований к разработчикам о доступности программного обеспечения. Тогда даже те дети и подростки, которые обучились у нас, не смогут пользоваться в жизни полученными навыками. Мы надеемся, что эта ситуация будет меняться и решаться в пользу людей.