13 психоделических советских мультфильмов

Нет предела фантазии и интерпретациям.

Кадр: «Его жена — курица»

В этом списке мультфильмы, которые кого-то едва ли не травмировали в детстве, а кого-то продолжают пугать и удивлять до сих пор, — странные, невероятные, интересные.

«Потец» (17:00, 1992)

Мультфильм снят через год после распада СССР, но мы не могли не включить его в эту подборку. На руках у старца сидят три малыша — только один из них лысый, другой — с сильным облысением, а третий — с усами. Старец достает вишню, с нее падает капля — и разбивается на множество осколков. Малыши, которые, как мы понимаем, вовсе не дети, весь мультфильм выясняют, что такое потец (и в конце концов выяснят).

Мог ли мультфильм, снятый по произведению обэриута Александра Введенского, быть прямолинейным, простым и легко понимаемым?

«Ад» (17:08, 1983)

Груди и бедра уродливых людей, сладострастные и будящие похоть танцы, пьяный угар, пламя и пулеметы. Монохромная картина человеческих пороков, цветущих в этом чертовом кабаре, — эдакий милитаризированный Босх.

Мультфильм сделан по мотивам гравюр эстонского художника Эдуарда Вийральта. В 1930-е он жил в Европе и видел, как нацисты приходили к власти.

«32 декабря» (16:13, 1988)

Скоростной поезд под названием XX век мчится сквозь время. «Поезд, что чуть-чуть не в норме, а быть может, не чуть-чуть», — поется в одной из песен мюзикла. «Чуть-чуть мы все похожи на свихнувшихся чуть-чуть», — поется в другой.

Во время ссоры женщина превращается в лошадь, ее муж — в обезьяну. В какой-то момент этого психоделического роуд-муви лошадь преграждает путь поезду, вышедшему разобраться с ней машинисту (он же Дед Мороз) она рассказывает, какие мерзкие эти мужчины. Тот убеждает ее, что не все такие. «Уважаемая лошадь», — обращается к ней Мороз. «Никакая я не лошадь, это, видимо, такое выражение лица», — самоиронично отвечает она.

«Его жена — курица» (12:46, 1990)

Его жена, судя по всему, и правда курица. А вот кто он — сказать сложно. Вроде похож на человека и ножки любит в теплой воде попарить, но слишком уж он синий. На спинке его кресла любит прикорнуть жирная гусеница с пышной прической, хвостом и человеческим лицом.

Муж в упор не видит, с кем живет. Или его все устраивает? Но заходит знакомый и приносит ему подарочек — шепчет на ухо правду про его супругу. Чем все закончится? У мультфильма есть большое количество разнообразных интерпретаций. Придумайте свою.

«Фру-89» («Слева направо» — 4:00, «Жертва», — 3:00, 1989)

Психотерапия пыталась проникнуть в СССР с помощью мультфильмов еще в конце 80-х. «Фрустрация — состояние подавленных потребностей», — сообщают зрителям в начале мультфильма. В мультике «Слева направо» мы видим, что творится в голове у голодного щенка. Мультфильм снят Иваном Максимовым. Если зайдет его стиль и приглянутся его персонажи, обратите внимание и на другие его работы.

Мультфильм «Жертва» — про мужчину средних лет, который живет тем, что проставляет печати на документах. У него фрустрирована другая потребность — и у него перед глазами непрерывно фланируют аппетитные, соблазнительные женщины. Одна из них оставляет у него в кабинете бюстгальтер. Мужчина примеряет яркий и интересный предмет одежды — и грудь вырастает у него самого. После чего происходит то, что можно назвать вакханалией и бунтом грудей.

«Зеленый медвежонок» (9:49, 1978)

Медвежонок — он же шапка, он же поезд, он же гриб, куст с ягодами, огромная голова клоуна и скворечник. Окружение ему под стать, но он, конечно, главная звезда — и очень этому рад.

«Крылья, ноги и хвосты» (3:54, 1985)

В почти голой, почти безжизненной пустыне обитают ящерица и страус — тоже почти голый, покрытый редкими волосами. Возможно, именно из-за всеобщей бросающейся в глаза наготы три пера в хвосте страуса и вызывают такой ажиотаж?

«Ух ты, говорящая рыба!» (7:31, 1983)

Волшебная сказка с классическим сюжетом про находчивого героя, помогающего старикам. Мультфильм не попал бы в эту подборку, если бы не образ Доброго Э-эха и его крышесносные преображения, не дающие оторваться от экрана.

Картина снята на студии «Арменфильм». Другие их мультфильмы тоже достойны кринжевания и восхищения, например «В синем море, белой пене», «…Три синих-синих озера малинового цвета…», «Кнопка».

«Колобок» (2:09, 1990)

Если бы сказку «Колобок» снимали в депрессивном районе большого города в ночь с пятницы на субботу. Ну или утром в понедельник.

«Воскресенье» («Сон технократа», 1977)

Один день из жизни человека, за которого все делают машины и роботы. Стильно, отталкивающе, наводит на невеселые размышления.

«Что-то вроде гибрида „Матрицы“ и „Черного зеркала“, помноженного на „Страх и ненависть в Лас-Вегасе“» — очень меткое определение интернет-рецензента.

«Халиф-аист» (20:00, 1981)

Халиф, используя волшебный порошок, превращается в аиста. Он встречает кокетливую аистиху и веселится с ней, забывая, что ему нельзя смеяться, ведь тогда он забудет волшебное слово и не сможет снова обернуться человеком.

Вместе с саламандрой в кувшине халиф-аист отправляется на поиски спасения и попадает в логово волшебника, где встречает его слуг — таких же заколдованных, по которым плачет кунсткамера.

«Контакт» (9:46, 1978)

Стиляга в клешах и красном шарфе отправляется на природу. Яркая идиллическая картинка прерывается появлением танцующих треугольников и прочих геометрических фигур. А затем взору уже подготовленных зрителей представляется радужное жидкое существо, которое с успехом имитирует разные объекты. Только мелодию из «Крестного отца» ему почему-то удается повторить не сразу.

«Медвежуть» (10:01, 1988)

Сны голодного щенка мы уже видели. Теперь посмотрим на сны медведя!

Бобер, пожелавший высиживать птичьи яйца, утка, которой аист принес не утенка, а зайчонка, — этих и других удивительных и невероятных персонажей медвежьих снов вы увидите в «Медвежути».