3 вредных сценария в любимых сказках — и что делать, если не хочется отказываться от чтения «Золушки»

Рассказывает детский психолог и сказкотерапевт.

Иллюстрация Марии Кондратьевой

Сказки — один из первых источников знаний ребенка о мире. Это прекрасный мир, наполненный волшебными персонажами, удивительными приключениями и полезными уроками. Однако не все сценарии и послания в сказках столь безобидны. Часто в них скрываются вредные стереотипы, спорные модели поведения и устаревшие общественные нормы.

Рассмотрим несколько вредных сценариев, встречающихся в знакомых с детства сказках, и то, как они могут влиять на воспитание и мировосприятие детей. В этом нам поможет детский психолог Ирина Прокофьева.

Ирина Прокофьева

Детский психолог и сказкотерапевт, автор серии детских книг «Сказки для богатых детей»

Перекладывание на другого человека ответственности за собственное счастье. Свадьба как решение проблем

Один из наиболее искаженных сценариев в детской литературе. Героиня сказки оказывается в беде и полностью полагается на спасение извне — обычно со стороны храброго принца.

Рядом с этим сценарием стоит улучшение жизни через брак. Посчитайте, сколько известных сказок завершается свадьбой героини и прекрасного принца. Свадьба становится решением бытовых и финансовых проблем, спасением от опасных ситуаций, социальным лифтом для героини. У девочки, читающей такую сказку, создается иллюзия, что все жизненные трудности и заботы разрешатся, как только она найдет подходящего спутника жизни.

Примеры

Самый известный, конечно, — «Золушка». Героиня терпит множество невзгод — от унижений со стороны мачехи и сводных сестер до тяжелейшего труда по дому. Ее жизнь меняется только тогда, когда она выходит замуж за принца. Свадьба становится решением всех проблем, символизируя переход от страданий к счастью (а заодно и выход героини на новый социальный уровень).

«Спящая красавица». Героиня проводит большую часть жизни под заклятием, пока не появляется принц, который пробуждает ее поцелуем. В конце они женятся, и история завершается традиционным «долго и счастливо».

«Крошечка-Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов», «Рапунцель» — в этих и многих других сказках героиню спасают из заточения, от испытаний и опасностей, тягот жизни и злых родственников. Брак символизирует решение всех бед героини.

Что здесь плохого?

Такие истории формируют стереотип о том, что девочка должна ждать своего «принца», который решит все проблемы и сделает ее счастливой. Так, вырастая, мы полагаем, что за наше счастье целиком и полностью отвечает партнер, обижаемся, требуем и обвиняем, если он вдруг этого не делает. Формируется пассивная позиция ожидания внешнего спасения вместо активных действий и самореализации.

Что делать родителям?

Включать в программу чтения истории, где героини достигают своих целей через усилия, трудолюбие, ум и смелость. Примеры сильных, независимых персонажей, которые строят свое счастье и будущее сами, могут помочь развить у детей уверенность в своих силах и способность достигать успеха без зависимости от других. Например, «Холодное сердце» и «Моана», где героини добиваются успеха и счастья благодаря своей силе, мужеству и поддержке семьи и друзей, а не за счет романтических жертв.

Интересное по теме
«Не выйти замуж — мое величайшее достижение». Корейская блогерша ведет популярный YouTube канал, где рассказывает о плюсах одиночества

Деньги — зло

В детских сказках деньги и богатство зачастую изображаются как что-то негативное и порочное. Богач обычно — жадный, жестокий или глупый злодей, а бедняк — щедрый, добрый и отважный. В конце сказки с богатым происходит беда или всеобщее осуждение, а бедный получает награду.

Примеры

«Кошкин дом». Богатая тетя Кошка — надменная и жестокая, как и все ее богатые друзья. Никто из них не готов помочь другому в беде — это делают только бедные котята.

В трогательной сказке «Девочка со спичками» бедная девочка замерзает на улице, пока бесчувственные богатые празднуют Новый год в своих теплых домах.

«Золотая антилопа». Бедный мальчик — добрый и отзывчивый, а богач — жадный и злой. В конце его ждет расплата — смерть под грудой камней.

Это лишь несколько примеров, но если сказка начинается со слов «Жили-были богатый и бедный» — этот сценарий непременно повторится.

Что здесь плохого?

Такие сказки могут формировать у детей искаженное понимание денег и богатства. Постоянное представление богатых персонажей как злодеев может привести к развитию негативного отношения к материальному благополучию и успешности. У детей может закрепиться мнение о том, что стремление к материальной обеспеченности — это плохо, а богатые люди злы и безнравственны. Здравствуйте, негативные убеждения: «Деньги — зло», «Деньги портят людей» и так далее.

Интересное по теме
«Ты не умеешь обходиться с деньгами, тебе нельзя их доверять, пусть они лучше будут у меня». Что такое финансовое насилие

Что делать?

Для формирования здорового отношения к деньгам важно показывать детям примеры, где богатство является результатом честного труда, мудрости и реализации собственных талантов, где богатые люди могут быть щедрыми, добрыми и вдохновляющими, помогать другим и строить свою собственную яркую и счастливую жизнь. Хороший пример — «Сказки для богатых детей» от автора статьи Ирины Прокофьевой.

Ради счастья нужно страдать

Очень коварный и широко распространенный сценарий. Нужно терпеть и страдать, пока не наступит заслуженная награда. В этих историях герои и героини вынуждены переносить тяжелые испытания, несправедливость и унижения, не делая попыток изменить ситуацию, пока в конце концов не получают счастье и вознаграждение за свои страдания.

Примеры

Снова наша Золушка: скромная и кроткая девушка, которая переносит жестокое обращение со стороны своей мачехи и сводных сестер. На протяжении всей сказки она проявляет смирение и покорность, выполняет дурацкие поручения, терпит обиды и унижения, а по вечерам плачет на чердаке, жалея себя и отца. В конце страдания героини вознаграждаются: ее замечает принц, и она становится его женой.

«Морозко». Настенька в этой сказке также проявляет терпение и покорность. Над героиней издевается жестокая мачеха, затем морозит лютым холодом Морозко, но Настенька все терпит: «Тепло, батюшка, тепло!» К слову, Марфа, которая попыталась отстоять свои границы и честно сказала, что ей холодно, была жестоко наказана: ее Морозко заморозил насмерть. Мораль: нужно терпеть, и награда придет.

Кроткая Дюймовочка терпит жаб, жуков и кротов, в «Синей Бороде» жена терпит жестокого мужа, пока извне не приходит помощь.

Интересное по теме
Найди отличие: насилие и домашнее насилие

Что здесь плохого?

Такие сказки могут внушать детям идею, что страдание является обязательным условием будущего успеха и счастья. Это может формировать представление о том, что вынужденное терпение и смирение — это путь к награде и что страдание само по себе является добродетелью. Что защищать свои границы и активно противодействовать злу в свой адрес нехорошо и даже опасно для жизни.

Что делать?

Важно показать детям, что успешность и счастье могут быть достигнуты через активные действия, личные усилия и мудрые решения, а не только через страдание и кротость. Сильные, самостоятельные герои, которые активно преодолевают трудности, могут вдохновить детей на проактивный подход к жизни. Хорошие примеры — «Храбрая сердцем» или «Мулан», где героини активно действуют, меняя жизненные обстоятельства.

И что теперь — не читать сказки?

Нет, я вовсе не призываю читателей выкинуть любимые с детства книжки. Ведь и полезного в них немало: традиционные сказки учат доброте и скромности, трудолюбию и отваге, нравственности и уважению к старшим. А чтобы уменьшить влияние вредных сценариев, я советую обязательно обсуждать с детьми прочитанные истории.

Как можно обсудить сказку с ребенком?

1. Поговорите о герое. Спросите ребенка, почему герой поступил так или иначе. Что ему помогало, что мешало? Кто дал ему лучший совет и почему? Какой момент был самым важным? Какой больше всего понравился? Задавайте открытые вопросы: так вы узнаете, что ребенок понял из сказки, а где ему нужно мягко подсказать правильный смысл истории.

2. Спросите у ребенка о нем самом. Можно задать такие вопросы: а у тебя было такое? А ты пробовал когда-нибудь так сделать? Что ты чувствовал? Что тебе мешало? Что могло бы помочь? Такая беседа — еще и отличный способ лучше узнать собственных детей.

3. Расскажите о себе. Поделитесь своей собственной историей, связанной со сказочным сценарием. Расскажите, что вы чувствовали, как вы справились (или не справились), какие были последствия, какие выводы вы сделали. Это поможет сделать отношения с ребенком более близкими и доверительными.

Важно: делитесь своими чувствами, а не читайте нотации, не морализируйте.

4. По возможности выбирайте хорошие сказки. Те истории, которые мы день за днем рассказываем своим детям, способны сформировать у них восприятие мира, самооценку и важные черты характера — пусть они будут адекватными и здоровыми.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...