Колонка Алины Фаркаш.
В одно мгновение грудное вскармливание превратилось из предмета дискуссий и выбора, который может сделать (или нет) современная женщина — в предмет выживания. Абсолютную необходимость, которая может спасти жизнь как младенцу, мама которого прячется в подвале, так и тому, мама которого живет там, где внезапно стали недоступны детские смеси, бутылочки и соски.
Поэтому эта колонка о том, как помочь такой маме. И как помочь себе, если вы и есть — такая мама.
Первое, что посоветуют женщинам для «увеличения количества молока» — это есть грецкие орехи, пить чай с фенхелем и горячий чай с молоком, меньше нервничать и не сдаваться.
Больше всего ярости у меня вызывает совет «меньше нервничать» и различные его варианты: «если ты будешь нервничаешь, то у тебя пропадет молоко». Или: «ребенок считывает состояние матери».
Если вы действительно заботитесь о том, чтобы младенцу хватало молока, не стоит говорить такого его матери. Мало того, что женщина и так переживает — вся ее гормональная система, тело и психика настроены на чувствительность и тревогу (младенцы не тревожных матерей не дожили даже до каменного века), так еще и вы добавляете чувства вины и ворох переживаний из-за того, что она волнуется! Волнуется из-за того, что волнуется. Получается чудовищный замкнутый круг.
Я абсолютно уверена, что задача любящих людей — убеждать маму прямо в противоположном. Например, в том, что волноваться — это нормально. И даже быть в диком ужасе — тоже нормально.
Ни одна из наших праматерей (да и просто бабушек) не выкармливала младенца в безопасности и расслабленной неге. Они это делали в гораздо более тяжелых, страшных и нервных условиях, чем мы.
Иначе я бы этого не писала, а вы бы не читали: если бы наш вид был таким трепетным и чувствительным к стрессам, то мы бы не дожили до этого момента.
Конечно, от стресса лактация может «пропасть» на короткое время — неудобно убегать от тигра с подтекающим молоком. Но потом оно возвращается с избытком. Такое необходимо рассказывать кормящим мамам вместо стандартного «не нервничай, от стресса пропадает молоко!»
А еще то, что молоко — это гормональная жидкость, вроде менструации. И если женщина смогла забеременеть, выносить и родить, то кормить она тоже может. Теоретически может кормить даже та женщина, которая никогда не рожала. И очень пожилая женщина: в бесланской школе была одна бабушка с маленькой внучкой, которая от отчаяния, чтобы успокоить кричащую девочку, дала ей грудь… И чудо произошло.
Так что у обычной женщины молоко — будет. Особенно, если окружающие не станут ее запугивать, а наоборот — обеспечат ей как можно больше окситоцина. Больше нежных слов, объятий, похвал и самых вульгарных сюсюканий на свете.
Даже если вы не рядом, даже, если вы можете лишь изредка писать в мессенджер, пишите о том, какая она у вас чудесная сладкая девочка. Какая она умница, солнышко, любимая малышка, красавица и зайка. Именно мама, ваша взрослая девочка, а не только ее младенец.
Еще стоит рассказать маме о признаках голода у младенцев. Что голодающие дети не могут плакать — у них просто нет сил. Что они лежат, расслабленные и безучастные. Ничем не интересуются, не реагируют, не развиваются.
Возмущенно вопящий младенец — точно не умирает от голода.
Нужно рассказать о том, что обезвоживание наступает намного раньше, чем последствия голодания: при обезвоживании у ребенка сухая «пергаментная» кожа, сильно запавший внутрь родничок, сухие потрескавшиеся губы и слизистые. Он или совсем не писает, или писает очень редко, его моча яркого цвета и с сильным запахом.
Необходимо говорить о том, что ни один младенец на свете еще не умер от голода на руках у своей здоровой адекватной матери. Все внимание мамы направлено на маленького, она слышит и чувствует каждый его вздох, каждое малейшее изменение в его состоянии.
Важно, чтобы мама доверяла своим чувствам, знала, что она все делает правильно и тогда она точно не пропустит важных признаков и симптомов.
И вот только дойдя до этой точки: когда мама знает, что ее младенец не умирает от голода и не умрет в будущем. Когда она не стыдится своих чувств и тревог. Когда она уверена в своих силах и в праве на материнство. Когда она слышит много ласковых слов, а если не слышит — то говорит их себе сама, хвалит и поддерживает…
Вот только в этот момент уже можно говорить о правильном захвате груди, о том, что стоит прикладывать малыша к груди как можно чаще. Что предлагать грудь лучше не в ответ на плач, а сразу после первых поисковых движений губами. Что младенцам не нужно «освобождать носик» во время кормления — их носоглотка устроена не так, как у взрослых, поэтому правильное положение для сосания: рот открыт до предела, сосок засунут максимально глубоко, нос плотно прижат к груди.
Но я уверена, что все, написанное в абзаце выше — мама и так уже знает. Ей просто надо дать точку опоры. И тогда уже она сама и перевернет, и выкормит этот мир.