Вымыли с мылом рот и заставили извиниться: почему издевательства до сих пор считаются методом воспитания

Колонка Анны Кухаревой.

Коллаж Лизы Стрельцовой

Недавно соцсети принесли видео, которое заставляет меня кипеть и корчиться.

Детсадовец обругал матом воспитательницу. В ответ на это мама вымыла ему рот мылом, взяла деньги из личной копилки ребенка и купила цветы. Мальчик с этим букетом пришел к воспитательнице и скупо попросил прощения. Работница детсада даже прослезилась, а многие пользователи Сети хвалили маму, которая «растит настоящего мужчину, способного отвечать за свои проступки».

На первый взгляд кажется, что мытье рта мылом и отбирание денег должно отбить охоту к сквернословию — все-таки это довольно серьезное наказание для детсадовца. Он почувствует неприятные последствия и больше так не будет. Но нет — это не так работает.

Жаль это говорить, однако подобные «методы воспитания» не приводят к появлению «настоящих мужчин».


Они всего лишь увеличивают количество людей с неразвитым эмоциональным интеллектом, которые не умеют искренне признавать свои ошибки и просить прощения.


А родители-то хотят добиться прямо противоположного! Итак, почему их суровая и справедливая кара не поможет улучшить поведение ребенка, как всем хотелось бы?

Интересное по теме

Помой рот с мылом: жуткий дисциплинарный метод австралийских родителей

Для начала — речь идет не о блестящем воспитательном приеме, а о насилии. Ребенку в рот суют несъедобное, невкусное и потенциально опасное вещество. Интересно, что бы сделала эта мама, если бы у сына открылась аллергия? Понос? Аллергия и понос одновременно? Что это за педагогика, если она может нанести вред здоровью?


Отвечаем: это не педагогика, а банальное физическое насилие. Сюрприз: под этим термином скрываются не только шлепки и подзатыльники.


Но, допустим, женщина не стала всерьез засовывать ребенку в рот мыло, а только пригрозила это сделать. Но даже это все равно насилие — только психологическое. И отнимать у ребенка деньги, если штрафы не оговаривались ранее в качестве наказания, — тоже.

Конечно, родители, узнавшие, что ребенок сквернословит, испытывают смущение и злость. Хочется сделать что-то такое, чтобы он немедленно прекратил и снова стал приличным мальчиком.

Интересное по теме

Мой ребенок впервые выругался. Что делать?

Немедленно прекрати!

Вообще-то желание, чтобы ребенок прямо сейчас перестал делать что-то возмутительное — вполне здоровое и нормальное. Особенно, если он собирается обрызгать вашу любимую собаку вашим же дорогим лаком для волос. Или перебежать дорогу, не глядя по сторонам, потому что он на вас обижен. Или съесть кошачью какашку в песочнице.

Тут (в зависимости от стрессоустойчивости родителя) в ход идут громкий окрик: «Только попробуй!», грозный взгляд и хватание за шаловливую ручонку. Проблема в том, что после того как остановишь безобразие, до ребенка нужно донести, почему так делать не следует. Иначе ситуация будет повторяться вновь и вновь, пока не приведет к естественным последствиям, которые никого не обрадуют.

Интересное по теме

«Утонешь — домой не возвращайся»: рассказываем, что такое метод естественных последствий, и как он работает

В идеале родителю нужно добиться, чтобы ребенок соблюдал правила даже без постоянного контроля взрослых. Как это сделать?

Насилие, я выбираю тебя!

Медведи и рыси могут дать провинившемуся малышу по попе, порычать на него и ограничить подвижность (например, придавить лапой). Боль и страх — это универсальный язык, который понимают все. Рысенок, когда у него возникнет желание повторить шалость, вспомнит о тяжелой маминой лапе и не станет делать то, что ему запрещают.

Однако человеческий ребенок обладает могучим интеллектом (по сравнению с котенком) и его поведение предсказать труднее. Часть детей можно запугать с помощью насилия (но когда-нибудь они вырастут, и от них потребуется храбрость и инициативность). Часть будет стараться шалить так, чтобы никто не видел. Часть будет злиться на тех, кто рассказал о шалостях. Абсолютно все усвоят, что насилие допустимо, если его оправдывать благой целью.

Ученые доказали, что единственный «положительный» эффект от физических наказаний — это сиюминутное прекращение нежелательного поведения. Никаких долгосрочных выгод шлепающий ребенка родитель не приобретает. И моющий рот с мылом — тоже.

Можно ли бить детей?

Читайте наш спецпроект о наказаниях

Что делать со сквернословием

Проблема с физическим наказанием за мат в адрес воспитательницы заключается в том, что инцидент уже случился. Его нет необходимости немедленно пресекать. Родителям не нужен краткосрочный результат «вот прямо сейчас», наоборот, они хотели бы, чтобы ребенок никогда так не делал в будущем. Но они по привычке выбирают насилие в качестве быстрого метода решения проблемы. И потом огорчаются, когда ребенок поступает так вновь!

Многие комментаторы справедливо заметили, что ребенок из этого видео постарается впредь материться так, чтобы родители об этом не узнали. А извинением будет считать покупку подарка (хотя настоящее раскаяние и вручение букета оскорбленной стороне — это очень разные вещи).

Но цель-то не в том, чтобы ребенок формально извинился. Все, наверное, помнят, как неприятно бурчать «простите-я-так-больше-не-буду» только потому, что если не попросишь прощения — тебя накажут. А ты не чувствуешь за собой никакой вины! Но когда ты осознаешь, что серьезно накосячил, потребность извиниться исходит от самого сердца. И слова находятся легко, и звучат искренне, и намерение не повторять своих ошибок присутствует.

Интересное по теме

Не заставляйте просить прощения: как научить ребенка искренне сожалеть о своих проступках

За умение признавать свои ошибки отвечает не мыло во рту, а эмоциональный интеллект. Если он развит, человек понимает, как люди реагируют на те или иные действия, осознает в полной мере, что они чувствуют, и может примерить ситуацию на себя. На самом деле, чтобы ребенок узнал, что материть воспитательницу — это нехорошо, нужно, чтобы он представлял себе, какие эмоции она испытала.


Развитие эмоционального интеллекта — долгий процесс, требующий большого количества общения с ребенком. Не стыжения, не ругани, а именно разговоров: «Что ты чувствовал, когда делал это? А воспитательница что чувствовала, как ты думаешь? Если бы это произошло с тобой, что бы ты ощутил?»


Потребуется разъяснение неочевидных вещей. Не так давно я имела долгую беседу с дочерью на тему «если ты хотела только добра, а произошла порча чужого имущества, хозяин имущества будет расстроен. И даже если у тебя не было злого умысла, стоит извиниться».

Многие дети не знают, что допустимое в кругу сверстников обращение может быть неприятно взрослым.

Некоторые употребляют слова, не зная их значения. Однажды моя бабушка долго твердила у меня над ухом: «Отдай карандаш, отдай карандаш!», и я раздраженно ей заявила: «Да забирай свой презервативский карандаш!» И потом семилетнюю меня долго расспрашивали, где я услышала это слово, вместо того, чтобы объяснить, почему бабушка была так настойчива.

В общем-то у развития эмоционального интеллекта с помощью разговоров куча преимуществ: он не раз пригодится ребенку в будущем, это бесплатно, это не наносит вреда здоровью и психике, да и свои социальные навыки можно прокачать. Сплошные плюсы. Почему же родители до сих пор выбирают насилие, а другие родители за это ими восхищаются?

Развитие эмоционального интеллекта — это долго

Чтобы развить эмоциональный интеллект, понадобится много часов разговоров. Обсуждение с ребенком его эмоций, своих эмоций, эмоций окружающих, эмоций персонажей книг и мультфильмов…Каждый день. При любой возможности. Это не сиюминутное наказание, а последовательное обучение — и заниматься им придется долго. Результаты иногда появляются уже через пару недель, но за эти недели родитель может прийти в отчаяние.

Ненасильственное воспитание — это непривычно

«Развитие эмоционального интеллекта» — звучит как-то новомодно. То ли дело «дать ремня» или «помыть рот с мылом»! Физическим наказаниям миллионы лет, а вот практики ненасильственного воспитания широко распространились совсем недавно. И, конечно, метод, которым воспитывали нас, наших родителей, бабушек, прадедушек и прочих предков кажется гораздо более надежным и предсказуемым. Вдруг разговоры не сработают?

Разговоры менее эффектно выглядят

Мама, помывшая ребенку рот с мылом, кажется людям более активной воспитательницей, чем мама, которая с ним поговорила. «Я проведу с ним беседу», — ну что это такое! Гораздо лучше звучит: «Я ему всыплю».

Оскорбленная сторона в моменте жаждет не извинений, а возмездия. И родители, которые высказывают намерение просто поговорить с ребенком, вызывают раздражение обиженного и свидетелей ситуации. Беседа многим кажется неадекватной реакцией на хулиганство.

Но в долгосрочной перспективе беседа сработает, а «по попе» — нет. Не хочется разочаровывать человека, которого только что обидел твой ребенок — ему и так несладко. И родителю может быть ужасно неудобно. И стыдно. И страшно испортить отношения. А еще родитель может сердиться на ребенка за то, что он поставил его в такую ситуацию.

Как бы мы себя ни ощущали из-за проступков наших детей, мамы с папами не должны становиться орудием показательного возмездия. Наш долг — социализировать, прививать принципы и ценности, рассказывать о допустимом и запретном, объяснять все на свете. Открыть свой рот и поговорить с ребенком — это воспитание. Открыть рот ребенку и засунуть туда мыло — это насилие. Не перепутайте.

* — В материале упомянуты организации Meta Platforms Inc., деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ.