Инклюзия в книгах: зачем подросткам читать об этом

Размышления Елены Деревянкиной.

«В этой книге ребенок болеет раком? Нам такое не надо!» — некоторые родители буквально шарахаются от книг на тяжелые темы, пытаясь уберечь детей от расстройства. Но так ли страшно, если подросток прочтет об этом?

Чем руководствуются осторожные мамы и папы, понятно — они хотят оградить своего ребенка от негатива. Не стоит ему знать про то, что дети тоже тяжело болеют — зачем его травмировать? Но уберечь от реальной жизни невозможно, рано или поздно подросток столкнется с этим. Книги же могут подготовить его.

Не скука, а вдохновение

Обычно книги, в которых есть герои с инвалидностью, представляются людям как что-то страшное, тяжелое и грустное. А еще — скучное, ведь считается, что сюжет там сосредоточен исключительно вокруг тяжкой судьбы и страданий главного героя. Но это вовсе не обязательно должно быть так. Есть книги, которые, несмотря на трудности, постигшие главных героев, по-настоящему вдохновляют своих читателей.

Такие книги, как и сама инклюзия, не обращены только на человека с инвалидностью — он занимает такое же место в тексте, как и другие персонажи, а сюжет строится не на его особенностях. То есть они интересны сами по себе, причем разным читателям, а не только тем, кто вовлечен в тему инклюзии.

Одна из таких книг — современная повесть «Август и Джонс». Это история австралийских подростков, основанная на реальных событиях. Авторка книги Пип Гарри увидела в газете заметку об одиннадцатилетнем школьнике Джарре Подесте, который потерял зрение из-за редкого вида рака, и его однокласснице Матильде Кросс. Джарра и Матильда стали лучшими друзьями, вместе они составили список целей и уверенно воплощали в жизнь пункт за пунктом. Это и стало основой книжной истории.

Ставить цели и идти к ним

В книге девочка Джонс переезжает с фермы в большой незнакомый Сидней. В новой школе она знакомится с Августом, который быстро становится ее другом. У Джонс редкий вид рака — в раннем детстве она потеряла из-за этого один глаз и теперь носит протез. Она думает, что болезнь оставила ее, но вскоре становится ясно, что рак вернулся.

У Августа сложные отношения с отцом — мальчик не отвечает его ожиданиям и не знает, что с этим делать. Кроме того, родители Августа на грани развода. Когда Август и Джонс знакомятся, то становятся друг для друга тем, на кого можно опереться.

В этой истории на первый план выходит не тяжелая болезнь и причитания по этому поводу, а дружба двух подростков и их список целей. Читать такую книгу интересно из-за того, как развиваются события и закручивается сюжет. Это не морализаторская литература, а живая история про дружбу двух школьников, которые попали в непростые условия и смогли с ними справиться.

Интересное по теме

«Интерес детей — это нормально. Они должны расти и понимать, что люди разные, мир разный»: как стоит (и не стоит) учить детей общаться с людьми с инвалидностью

Читать — не страшно

Книги такого рода полезны для всех: детей, родителей, с особенностями и без. Автор истории фиксирует внимание читателя не на горе, а на целях и вдохновении. И вот уже подростки спешат в зоопарк, чтобы увидеть редкую обезьянку — детеныша тонкинского гульмана, бегут марафон и поднимаются на самую высокую гору Австралии Косцюшко. Во время восхождения Джонс ничего не видит, но тем не менее не отказывается от мечты из-за этого.

Тут снова вспоминаются осторожные родители, которые избегают книг с тяжелобольными детьми. Чего они боятся — что их ребенок будет сопереживать? Но разве это плохо? Ведь погружение в проблему вместе с книжными героями развивают эмпатию — умение осознанно сопереживать другим людям. Такое умение приносит только пользу: чем лучше человек чувствует окружающих, тем легче понимает их, тем проще ему строить отношения с другими людьми — на профессиональном и личном уровнях.

После чтения школьник задумается о том, например, что инвалидность не определяет человека. Да, есть особенности, с которыми приходится считаться, но за ними скрывается такой же человек со своими интересами, талантами и умениями. И ему, возможно, хочется, чтобы на него смотрели именно как на обычного человека, а не как на воплощение болезни.

История Августа и Джонс — не про девочку, которая потеряла зрение. Она гораздо шире. Она про дружбу и поддержку, про мотивацию и действия, про отношения и вдохновение. Она про то, что незрячая девочка может ходить в школу, висеть на турнике и бежать марафон. И вот такие истории важны для школьников. Вот об этом стоит читать, а вовсе не бояться сложных тем.

Ликбез Он не просто устал: как проявляется эмоциональное выгорание у школьников
Как отличить выгорание от усталости и лени, как его предотвратить и чем могут помочь родители в этой ситуации.
реклама