«Интерес детей — это нормально. Они должны расти и понимать, что люди разные, мир разный»: как стоит (и не стоит) учить детей общаться с людьми с инвалидностью

Рекомендации из первых уст.

Коллаж Настасьи Железняк

Каждый год в начале декабря проходит декада, посвященная людям с инвалидностью. В это время (и не только) важно говорить о том, что такое инклюзия, как правильно говорить об инвалидности, людях с ограниченными возможностями здоровья и как корректно с ними общаться.

Дети часто удивляются, когда видят на улице взрослого на коляске, человека без руки или с протезом или идущего с ходунками. Как реагировать родителям, чтобы и объяснить ребенку, и не обидеть незнакомого человека, какие особенности общения есть — по просьбе «Нет, это нормально», инклюзивный проект Everland собрал советы от взрослых людей с инвалидностью.

Люди с видимой инвалидностью привыкли к любопытным взглядам, к тому, что в их сторону могут показывать пальцами. Когда это делают дети, чаще всего все реагируют спокойно, с пониманием. Хочется, чтобы подобного удивления становилось меньше. А для этого нужно объяснять. Этим и занимаются герои нашего материала.

Маргарита, незрячая

Екатеринбург

Я абсолютно незрячая. Это видно по моим глазам. Я не могу контролировать движение глазных яблок. Они то закатываются, «смотрят» в потолок, как будто мне стало плохо или я употребила запрещенные вещества, то устремляются вниз, то убегают резко влево. Вот почему со студенческих лет я ношу затемненные очки. По не слишком уверенной походке, по белой трости в руке во мне тоже легко распознать незрячего человека.

Я не могу быть уверена, что на меня смотрят, интуитивно не чувствую чужих взглядов. Не люблю, когда малознакомые зрячие следят, как я наливаю себе чай или делаю нечто подобное. Когда мое отсутствие зрения громко и явно обсуждают, мне неприятно. Могу одернуть, если мне с этими людьми придется в ближайшее время взаимодействовать. Если же я знаю, что «вижу» их в первый и, надеюсь, последний раз, то игнорирую.

Интересное по теме

«Старший сам понял, что мы с мамой немного различаемся»: монолог незрячего отца двоих детей

Если вы встретили человека с белой тростью:

Если ребенок спрашивает: «Почему тетя так ходит? Почему она в очках, с белой палочкой, почему не отвечает на кивок или жест?», нужно спокойно объяснить, что тетя не видит, у нее не работают глазки (если ребенок совсем маленький).

Не стоит говорить, что глазки болят, что «тетя болеет», ведь это, во-первых, неправда, во-вторых, у ребенка создастся впечатление о незрячих как о больных, несчастных, которых нужно жалеть. То же самое касается любых других видимых форм инвалидности. Достаточно объяснить, что этот дядя (тетя, мальчик, девочка) не слышит, не может ходить, говорить.

Ни в коем случае не одергивать ребенка: «Не смотри! Не приближайся! Не разговаривай с этой тетей! Ты что, не видишь, она болеет!?»

Не препятствовать естественной любознательности, но и не обсуждать громко, не показывать пальцем, вместе с ребенком помогать человеку с инвалидностью, если требуется: помочь перейти дорогу, сесть в нужный транспорт, прочитать вывеску, написать то, что человек не услышал, и так далее.

Когда ребенок видит, как вы помогаете, например, незрячему, страхов и сомнений станет меньше, а понимания — больше. Но, конечно, помогать человеку с инвалидностью тоже важно грамотно и только при необходимости, ненавязчиво.

Важно, чтобы ребенок понял: людей с инвалидностью не нужно бояться, обходить стороной за километр, считать их больными, заразными.

Спокойный доверительный разговор и правдивость — вот что важно.

Павел, слабослышащий, остаточные явления ДЦП

Москва

Я понимаю речь собеседника в основном по губам. Внешне больше заметны проявления церебрального паралича, чем недостатка слуха. Активно это проявляется, когда начинаю общаться с людьми.

За всю жизнь я привык, что на улице кто-нибудь обязательно посмотрит в мою сторону. Это происходит не часто, но до сих пор бывает. От взглядов в транспорте напрягаюсь сильнее. Как-то раз летел в самолете, и рядом со мной среди пассажиров были мама с тремя детьми. Дети уставились на меня в упор, не отводили взгляд. Попросил маму воздействовать на них и объяснить, что это некрасиво. Сработало. Я мог бы не обращать внимания на них, но если не заниматься воспитанием, то из них вырастут люди без понятия о толерантности и внутренней культуры. Когда я с неслышащими общаюсь языком жестов, то часто вижу, как на нас обращают внимание, но стараюсь не реагировать.

Если вы встретили человека с нарушением слуха:

Говорите медленно и четко.

Встаньте так, чтобы собеседник видел ваше лицо и мог читать по губам.

Не нужно кричать или говорить прямо в ухо — это не поможет.

Родителям стоит объяснить ребенку, что на свете есть люди без каких-то особенностей здоровья и с ними (неслышащие, слабослышащие, незрячие и так далее). Им нужно помогать по мере необходимости. Полезно приводить примеры людей с инвалидностью, которые достигли успехов в своей области.

Интересное по теме

Мальчик на детской площадке не наглядное пособие: важный пост об отношении к детям с особенностями

Елена, ампутирована нога

Москва

У меня вместо одной ноги — металлический протез от бедра. Так как не использую косметическую поролоновую оболочку протеза, то люди очень часто обращают на меня внимание на улице, в транспорте и других общественных местах. Обычно это заметные изменения выражения лица, порой поджимание губ, качание головой с неодобрительным выражением, иногда жесты (испуганные, прогоняющие или одобрительные вроде большого пальца вверх), иногда слова (тут палитра также разнообразна: «Молодец! Здорово, что вы такая веселая и не сдаетесь, не унываете!». Ребенку могут сказать: «Только не смотри!»

Я никогда не против ответить на вопросы детей, смущает поведение их родителей, которые сами почему-то решили, что меня обидит детский вопрос. Однажды в магазине двое детей лет по шесть подошли и спросили: «А что это у тебя такое? — Протез вместо ноги. — А тебе больно? — Нет. — То есть у тебя всю кожу содрали, а кости оставили?». Дети удовлетворили интерес, увидели мою адекватность и больше об этом не думали, полагаю.

Если вы встретили человека с протезом руки или ноги:

Родитель может объяснить ребенку, что протез — железная рука или нога, как у робота. Она помогает, если с настоящей частью тела что-то случилось.

С протезом бывает сложнее, чем с обычной ногой. Например, на нем не побегаешь или труднее ходить по ступенькам.

Не стоит затыкать ребенку рот, закрывать ему глаза или шепотом просить: «Не смотри». Вам кажется, что вы делаете это незаметно, но это не так.

Объясните, что показывать пальцем или смотреть в упор невежливо, независимо от того, есть у человека инвалидность или нет.

Полезно сказать, что мы все разные, но можем общаться, дружить, учиться и работать вместе независимо от особенностей здоровья.

Мария, передвигается на коляске

Самара

Я на коляске после травмы спинного мозга, ходить не могу — почти нет движений в ногах. Когда я начала выходить на улицу после операции, на меня часто смотрели. Если я была одна, то хотели подойти, помочь. Были дети, которые спрашивали у родителей: «А тетя — инвалид? А что у нее с ножками?». Отмечу, что родители объясняли, что некрасиво показывать пальцем, тихонько что-то им отвечали. Не было такого, чтобы закрывали глаза или сразу уводили в сторону.

Интерес детей — это нормально. Они должны расти и понимать, что люди разные, мир разный. Есть люди, которые «ходят» вот таким образом — на коляске. Если сейчас ко мне подходит ребенок и спрашивает, что случилось или просит потрогать коляску, без проблем отвечаю. А когда еду с электроприставкой к коляске, дети говорят, что я крутая и модная. Для них это как транспорт из фильмов или из будущего.

Если вы встретили человека на коляске:

Не игнорировать подобную ситуацию, а объяснить.

Такой человек может заинтересовать ребенка как что-то новое и необычное, и это нормально.

Важно, чтобы сами родители не боялись общения с людьми с инвалидностью.

Хорошо объяснить ребенку через мультфильмы или книги. Например, есть мультфильмы «Скарлетт», «Про Диму», «Тамара», «Вальсовый дуэт», «Струны» и другие. Родители могут подобрать те, которые подойдут их ребенку по возрасту и будут ему понятны.

Ульяна, ДЦП

Санкт-Петербург

Мне сложно удерживать равновесие, я хожу с ходунками. Моя походка выглядит неустойчиво, если смотреть со стороны. Люди на улице, конечно, обращают внимание, но в Петербурге это проявляется достаточно корректно. Кто-то предлагает помощь, иногда бывает, что начинают «наносить пользу» без разрешения. Этого делать нельзя, например, по незнанию можно сломать ходунки, или трость, или уронить человека.

Маленькие дети часто говорят, что у меня «ножка сломана» или «ножка болит». Я им отвечаю, что она не сломана, просто я так хожу всю жизнь, мне легче идти, когда есть какая-то опора. Еще могут спросить у мамы: «А девочка — старенькая?». Дети привыкли, что с палочками ходят пожилые люди.

Чтобы таких ситуаций было меньше, стоит показывать детям мультфильмы с героями, у которых есть какие-то особенности здоровья. Например, «Про Диму».

Я ходила в обычный детский сад, и не всем родителям в группе понравилось, что появился такой «нестандартный» ребенок. Сначала все было более-менее нормально, а потом кому-то из детей сказали: «Не общайся с ней, а то тоже будешь так криво ходить». Я это узнала сильно позже, а тогда не понимала, почему вдруг дети в группе меня сторонятся. Вот так делать точно не нужно. Это все еще сохранившийся стереотип: если ребенок или взрослый плохо ходит, то и соображает он тоже плохо. Или что от человека с врожденным заболеванием можно заразиться.

Если вы встретили человека с ДЦП:

Не бойтесь странной походки.

Не стоит жалеть человека, это сильно раздражает.

Если ребенку интересно, можно тихо попросить его не показывать пальцем и не кричать и ответить на его вопросы, отойдя от человека с инвалидностью.

Если ребенок спрашивает, зачем нужны ходунки, можно сказать просто: «Чтобы было удобнее ходить».

На вопрос ребенка, что случилось с девочкой/мальчиком/тетей/дядей, корректно сказать: «Мы с тобой не знаем, что произошло. Но эти трости или коляска помогают ей/ему». Если по ситуации понятно, что человек с инвалидностью не против, можно спросить у него напрямую. Чаще всего на вопросы маленьких детей люди отвечают спокойно.

Понравился материал?

Понравился материал?

Поддержите редакцию
Лайфхаки «На моем зеленом лице все написано». Отрывок из книги Маръы Малми
Этой осенью в издательстве «Белая ворона» вышла книга писательницы Маръы Малми «На моем зеленом лице все написано» — роман для подростков, в котором раскрываетс...