И почему пытаться развеять ее — неэффективная стратегия.
Мы ужасно боимся скуки. Порой даже больше, чем каких-то реальных опасностей. Остаться наедине с собой и своими мыслями кажется ужасной мукой. Сколько себя помню, при подготовке к любой поездке самым важным для меня было запастись книгами — сначала бумажными, позже электронными. Перспектива оказаться без возможности занять себя в поезде или самолете вызывала чувство, близкое к панике. Да и мысль о том, чтобы доехать до работы на метро без книги или телефона, в который можно уютно уткнуться, заставляла чувствовать дискомфорт. Когда у меня родилась дочь, забота о развлечениях для ребенка во время прогулок, поездок в гости или любых длительных перемещений из важной задачи превратилась в первостепенную.
С одной стороны, боязнь заскучать не кажется такой уж важной проблемой. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. Страх перед скукой оказывает значительное влияние на то, как мы живем, как воспитываем детей, и на то, какие ценности им транслируем. Существует множество исследований, научных трудов и книг, посвященных скуке. Но к ученым мы еще вернемся, а для начала поговорим о нас с вами.
«Безделие и праздность — это плохо».
«Если тебе скучно, значит, ты сам скучный. Умный человек с богатым внутренним миром всегда найдет, чем себя занять».
«Если у тебя много свободного времени, постарайся провести его с толком».
Если вы верите всем этим постулатам, то, скорее всего, один лишь вид ребенка, который валяется на кровати и ничего не делает (!!!), вызывает у вас неприятные эмоции. Возможно, даже злит вас, потому что вы переживаете за ребенка так, словно он делает что-то по-настоящему плохое, занимается саморазрушением.
Что же вы предпринимаете в таком случае? Конечно, вы стараетесь своему ребенку помочь. Он пока еще маленький, и у него не всегда получается придумать, чем заняться, поэтому вы делаете это за него. С самого рождения все дни ребенка распланированы: массаж и гимнастика, развивашки, полезные занятия с мамой, чтение. Когда он станет постарше, можно развернуться на полную: музыкальная школа, спорт, программирование, походы в музеи и в театр.
Постоянная стимуляция, интенсивность, быстрый темп, яркая и насыщенная жизнь. Казалось бы, во время перерывов между активностями ребенку захочется отдохнуть и расслабиться, заняться чем-нибудь спокойным и созерцательным. Но нет, его мозг уже привык к стимулам, он будет требовать еще и еще. А если не получит, то заставит ребенка переживать непростые времена. И тогда произойдет самое страшное для современного родителя — ребенок скажет: «Мама, мне скучно!»
Интересное по теме
Поиграй самостоятельно: как научить ребенка находить себе занятие
Мы боимся скуки, но еще больше мы боимся, что скучно станет нашим детям. И в ужасе пытаемся избавить их от этого чувства как можно быстрее. Мало кто способен развлекать ребенка без конца, поэтому на помощь нам приходят палочки-выручалочки в виде гаджетов. Ребенок смотрит на мелькающие картинки, ребенок играет, ребенок общается. Ребенку больше не скучно. Можно выдыхать.
Но все мы знаем, что это змея, кусающая собственный хвост. Очень скоро мы начинаем переживать по поводу того, что ребенок проводит с гаджетами слишком много времени. Отобрав гаджеты, снова сталкиваемся с тем, что ребенку скучно, да еще и больше прежнего.
Что же делать? Для начала посмотреть скуке в глаза. Понять, что это за эмоция и так ли она вредна и опасна. И, возможно, найти способ с ней подружиться.
Чтобы с походами в музеи у ребенка случилась настоящая любовь, стоит попробовать несколько лайфхаков: первая прогулка должна быть небольшой, а ребенку заранее стоит рассказать расписание дня (например, завтрак, музей, обед, кино) — чтобы он знал, куда идет и зачем.
Интересное по теме
Миссия: летние каникулы. Инструкция для родителей по выживанию в городских джунглях
После посещения — зайти в магазинчик при музее и купить небольшой сувенир с тем экспонатом, который больше всего запомнился, чтобы оставить позитивное впечатление о походе. Ну и главное — ориентироваться на интерес ребенка. Можно заранее узнать, есть ли в выбранном музее, например, картины с животными или экспозиция с динозаврами.
Проблема скуки появилась не вчера. Люди сталкиваются с ней на протяжении веков. О скуке много говорили, ее активно обсуждали. Сначала писатели и философы, а уже в наше время — психологи и биологи.
Лев Толстой в «Анне Карениной» называл скуку «желанием желаний». А одним из первых в английском языке использовал слово «скука» Чарльз Диккенс в романе «Холодный дом» — от нее страдала его героиня по фамилии Дедлок (с англ. «тупик», «застой»). Пушкинского Онегина одолела «русская хандра», подобная «лондонскому сплину». Сенека же и вовсе сравнивал скуку с тошнотой.
Современные ученые попытались уточнить определение скуки, но получилось у них тоже довольно литературно.
Например, нейробиолог Джеймс Данкерт и психолог Джон Иствуд в книге «Вон из моей головы: психология скуки» (James Danckert, John D. Eastwood. Out of My Skull: The Psychology of Boredom) описали скуку как состояние, когда чего-то не хватает, но трудно сказать, чего именно, или как желание что-то сделать, но нежелание что-либо делать. Знакомо это ощущение? Это неудивительно.
Скука — бич современных людей и второе наиболее часто подавляемое после злости чувство. Люди тяготились ею издавна, но боялись ли праздности наши предки так же, как боимся ее мы?
Вот что пишет нейрофизиолог Эндрю Смарт в книге «О пользе лени»:
Так как за мамонтами современные люди не ходят, белье в реке не стирают, от хищников спасаться нам тоже приходится нечасто, то свободное время находится почти у всех. И у детей, которым пока не приходится добывать пропитание даже современными способами, этого времени особенно много. А значит, и скучно им бывает очень часто. Защищаясь от необходимости выносить эмоции, связанные с детской скукой, взрослые придумали заклинание: «Скучно бывает только скучным людям» — и выдают его с мудрым видом, как только ребенок откроет рот, чтобы пожаловаться.
Интересное по теме
«Вы не ленивые». Как проявляется СДВГ у взрослых и можно ли с ним справиться
Ученые доказали, что это заклинание не работает. Психолог Джон Иствуд выяснил, что скуке особенно подвержены два типа людей. И ни один из этих типов не подпадает под описание «скучный».
Первый тип — это импульсивные люди, которые ищут новых переживаний. Они изнывают от разнообразия, потому что особенно чувствительны к удовольствию. Чтобы чувствовать себя хорошо, им постоянно требуются новые и новые стимулы. Такие люди без конца пробуют что-нибудь новое, не терпят монотонности и страдают от однообразия.
Второй тип — это люди, которые, наоборот, слишком чувствительны к боли и избегают опасностей. Пытаясь защитить себя от столкновения с неизвестным, они закрываются в домике, а потом страдают от отсутствия новых стимулов.
Существует мнение, что появление скуки связано с тем, что мы не видим смысла в деятельности, которую осуществляем, некоторые мыслители считали скуку явлением социальным. Другие считают основной причиной скуки отсутствие способности концентрироваться на этой деятельности (Данкерт и Иствуд). Социальная психологиня Эрин Вестгейт высказала мнение, что оба фактора могут играть роль. И чтобы по-настоящему справиться со скукой, нужно не пытаться временно ее развеять, ведь это не поможет в долгосрочной перспективе. Стоит попытаться понять, почему мы испытываем скуку, и работать с глубинными причинами.
Получается, что от скуки — сплошной вред? Но ведь так не бывает, у каждой человеческой эмоции, какой бы неприятной она ни была, есть цель и назначение. Значит, и скука для чего-нибудь полезна.
Например, скука лежит в основе любознательности, она вынуждает нас действовать, делать хоть что-нибудь, чтобы избавиться от неприятных ощущений.
А еще скука — это эмоция, которая соединяет нас с собой и является неотделимой частью процесса самопознания.
Интересное по теме
Тревога, стыд, зависть, хандра: что мы узнали из «Головоломки-2»
Вот что говорит об этом Эндрю Смарт в книге «О пользе лени»:
«Мысли, которые приходят нам на ум в периоды безделья, зачастую поднимаются из глубин бессознательного — и не всегда бывают приятными. Однако мозг привлекает наше внимание неспроста. Благодаря бездействию великие идеи, погребенные в бессознательном, получают шанс проникнуть в сознание».
Проводя исследования мозга, Эндрю Смарт обнаружил, что, когда участники эксперимента лежали в томографе и ничего не делали, их мозговая активность не только не снижалась, а, наоборот, повышалась:
«С точки зрения нейрофизиологии, изучать праздность в лаборатории довольно легко. И по правде, поразительная активность мозга, которая возникает, только когда мы ничегошеньки не делаем, была обнаружена случайно, пока участники экспериментов просто лежали в томографах и скучали. Я расширяю это лабораторное определение, включая в него любое время в течение дня, когда мы не действуем по внешне заданному плану и имеем возможность по-настоящему ничего не делать или же позволяем мыслям бродить свободно и обдумываем любые темы, какие только приходят в голову в отсутствие занятости. Подлинные озарения, художественные или научные, эмоциональные или социальные, случаются только в эти слишком редкие моменты праздности».
Другая исследовательница скуки, авторка книги «Наука о скуке» (The Science of Boredom: Why Boredom is Good) Санди Манн давала участникам своих экспериментов монотонные задания, например предлагала им переписывать длинные списки телефонных номеров. В результате экспериментов обнаружилось, что определенные показатели участников улучшились: например, им лучше удавалось искать нестандартные решения для определенных ситуаций. Рутина помогла их мыслям течь в произвольном направлении. И так как внешних стимулов их мозг не получал, то ему пришлось искать внутренние.
Ученые продемонстрировали, что скука — очень непростая эмоция. Ее связывают с отсутствием способности к самоконтролю: чем ниже у человека способность контролировать свои действия и отвечать за них, тем более вероятны всплески скуки, приводящие к таким разрушительным вещам, как злоупотребление алкоголем и наркотиками. Существуют даже исследования о взаимосвязи скуки и жестокости (преступления от скуки — это не миф).
То, как сильно влияет на нас скука, показал известный эксперимент, в котором участникам нужно было просто находиться в пустой комнате и ничего не делать. Единственным возможным развлечением была кнопка, при нажатии на которую человек получал разряд электрического тока.
Для взрослых дело усложняется тем, что скука — социально не одобряемая эмоция. Не стыдно сказать, что ты перегружен и переживаешь сильный стресс, ведь это значит, что ты активный человек, нужен другим и не отстаешь от жизни. Сказать, что тебе скучно, как-то стыдно. Неужели ты не можешь придумать, чем заняться? Вероятно, тебе не хватает воображения, скучный ты человек!
Интересное по теме
Ленивая мать — горе в семье? Колонка о лени в жизни женщины
Кстати, особой разновидностью скуки является скука во время учебы. Она может быть связана с характером учебы: чаще всего люди скучают во время лекций и реже всего — во время обсуждений в группах и прочих занятий, где есть возможность активно участвовать в процессе. Скука усиливается в определенном возрасте, тяжелее всего приходится старшим подросткам, а проще всего получать удовольствие от учебы людям около 50 лет.
Есть два способа справляться со скукой во время учебы, к которым многие из нас прибегают интуитивно, но их эффективность подтверждают и ученые (например, Санди Манн в книге «Наука о скуке»): слушать музыку и рисовать каракули. Это отличная стратегия, позволяющая мозгу получать недостающую стимуляцию и одновременно иметь возможность концентрироваться на усвоении новой информации.
Скука не плоха и не хороша, не вредна и не полезна. Чтобы справиться со скукой, нужно понимать: это просто сигнал, показатель того, что в нашей жизни что-то идет не так, как нам нужно, что мы занимаемся вовсе не тем, чем хотели бы. Например, не любим свою работу, застряли в монотонных отношениях без любви. Или слишком перегружены и тратим все свои силы на то, что нам не нравится. В таком случае можно использовать скуку как повод для переосмысления ситуации, возможность подумать об изменениях.
Когда я впервые прочитала о том, что ничегонеделание и отсутствие стимулов приводят наш мозг в особое состояние, способствующее творческим процессам, что именно в этом состоянии мы не воспроизводим то, что знаем, а придумываем новое, я решила провести эксперимент: просто сесть и смотреть на что-нибудь перед собой. Я села на скамейку в парке перед большим деревом и уставилась на него. Сначала мне было очень некомфортно, я ерзала и чувствовала себя нелепо. Подумала, что посижу еще несколько минут и брошу это глупое занятие. Но через какое-то время все начало меняться, я стала замечать какие-то вещи — гусеницу на стволе, птиц, присевших на ветку, то, как играют на ветру листья. Затем я задумалась, мысли отправились куда-то сами по себе. В результате я даже написала небольшой текст. Неважно, о чем он был. Важно то, что я поняла: метод требует определенных усилий, но работает.
Через несколько лет после этого мне довелось совершить путешествие по морю. Долгие 40 часов, в течение которых не происходило совершенно ничего, а вокруг были только море и небо. Солнце всходило, поднималось в зенит, опускалось. Появлялись звезды. А затем все повторялось. Нет ничего более монотонного и медленного, чем такое путешествие. При этом у меня даже не было возможности подвигаться, погулять или сделать зарядку. Хуже того, из-за качки я почти не могла читать. Несмотря на то что в первые часы я испытывала тревогу от осознания бесконечности пути, постепенно я успокоилась. Иногда я просто смотрела вокруг и размышляла, иногда делала маленькие простые дела, например, училась вязать морские узлы. Я разговаривала с попутчиками и слушала их. Наблюдала за своими эмоциями, старалась запомнить то, что приходило мне в голову. Это могло бы быть настоящим испытанием, но стало одним из самых обогащающих опытов в жизни.
Интересное по теме
5 книг для развития воображения вашего ребенка
После я много раз бывала в таких путешествиях с дочкой. Поразительно наблюдать, что происходит с современным ребенком, лишенным привычных стимулов. Небольшой период нервозности и грусти сменяется умиротворением, а затем всплеском творческой энергии. Она могла часам играть с несколькими прищепками, рассказывать сказки про тучи, смотреть на волны. Став постарше, из таких путешествий она привозила толстые альбомы с собственными комиксами, рисунками, историями.
Возможно, ученые и не пришли к окончательному решению по поводу пользы скуки, не смогли убедительно доказать ее влияние на творческие способности. Но на личном опыте могу сказать: современному человеку вовсе не вредно иногда скучать и давать такую возможность своему ребенку.
Способность спокойно ждать приема у врача, стоять в пробке, читать сложный роман или внимательно слушать длинную лекцию, не испытывая тревоги, тошноты, злости и прочих негативных чувств, делает нашу жизнь хотя бы немного проще и приятнее. Время, в которое мы не пытаемся выполнять десяток разных задач одновременно, может показать нам, на что мы на самом деле способны, если концентрируемся на чем-то одном. А привычка размышлять о смысле жизни, о принятых решениях, о планах и возможностях делает нас устойчивее к стрессу и дает ощущение надежности в таком зыбком и так похожем на море мире.