Почему не надо бояться диагноза «дислексия» и как помочь ребенку научиться читать уверенно и аккуратно.
О дислексии родители получают много противоречивой информации. Одни говорят, что ребенок не может читать, потому что у него буквы «прыгают перед глазами». Другие уверяют, что сложности с чтением появляются из-за невнимательности и лени.
НЭН расспросил лингвистку и основательницу «Лаборатории чтения» Анну Левинзон о том, что такое дислексия, как она влияет на жизнь ребенка и какие методики помогают ему преодолеть сложности с чтением.
Это особенное состояние, которое объединяют в одну группу вместе с расстройством аутистического спектра и СДВГ. Детям с этими нейроотличиями может быть сложно учиться, хотя интеллект у них точно такой же, как и у нейротипичных детей.
Мозг ребенка с дислексией нетипичным образом анализирует язык: звучащую речь, а также устройство слов, предложений и текста.
Дислексия — отлично исследованная область, наука знает о ней очень много. К сожалению, ученые не всегда успешно передают свои знания обществу. Поэтому родители и даже учителя часто опираются не на научное знание, а на «нейромифы» — опровергнутые наукой ложные идеи о работе мозга.
Интересное по теме
Будущее. Каким его видят дети и чему им стоит научиться прямо сейчас
Например, миф о том, что дети с дислексией видят буквы «наоборот». Часто родители волнуются из-за того, что дошкольник пишет «Я» или «Р» не в ту сторону, но «зеркалить» буквы — нормальный этап развития, через который проходит большинство детей.
Это тоже миф. Многие недоброосоветные клиники наживаются на этом заблуждении: предлагают выполнять специальные упражнения для глаз или носить цветные линзы. Однако дети с дислексией видят тексты точно так же, как нейротипичные дети. Ассоциации офтальмологов неоднократно это подтверждали. Если ребенок говорит, что у него перед глазами «прыгают» буквы, то, скорее всего, он просто устал.
Мелкая моторика и координация никак не связаны с чтением. Ребенок не будет лучше читать, если его учить вышивать, ходить по канату или стоять на одной ноге.
Интересное по теме
«Вы не переделаете такого ребенка, если пойдете на принцип»: матери детей с аутизмом рассказывают о том, как обществу научиться их принимать
Ему сложно делить звучащую речь на сегменты. Например, ребенок с дислексией слышит слово «зайчик». Он понимает значение слова, представляет ушки и пушистый хвостик. Однако ему трудно посчитать звуки в этом слове. Для него это единое целое, которое нельзя разделить на части. Поэтому он может сказать, что в слове есть один звук «зайчик» или два — «З» и «Ч».
Для чтения и письма люди придумали шифр. Мы записываем звуки значками, а затем декодируем эти звуки при чтении. Детям с дислексией этот шифр недоступен.
Дислексия — это наследственная особенность, она появляется из-за мутаций в генетических структурах. Если дислексия есть у вас или ваших родителей, то надо обратить особенное внимание на чтение ребенка.
Дети с дислексией читают медленнее остальных, делают при чтении ошибки, а потому хуже понимают текст и получают низкие оценки по литературе, русскому языку и другим предметам. Скажем, на контрольной по математике ребенку надо решить текстовую задачу, и он прекрасно может это сделать, но за выделенное время не успевает прочитать условие. Около 90 процентов учеников начальной школы получают двойки и тройки только потому, что у них есть трудности с чтением.
Ребенку с дислексией труднее удовлетворить свое любопытство. Нейротипичный ребенок на уроке успевает не только послушать учителя, но и полистать учебник, прочитать плакаты на стене. Очень важно, чтобы ребенок с дислексией получал от взрослых особую поддержку, тогда его интеллект получит достаточно пищи.
Да, конечно! Для развития интеллекта слушание так же полезно, как и чтение книги. Колонки, аудиокниги и другие вспомогательные технологии позволяют человеку с дислексией развивать интеллектуальный потенциал.
Пока нет систем, которые бы идеально распознавали речь. Поэтому на данном этапе развития технологий человек, которому трудно читать, вынужден постоянно преодолевать препятствия.
Интересное по теме
Не диагностируется анализами, не лечится только таблетками, не проходит сам: что родителям нужно знать о СДВГ
Иногда учителя начинают думать, что ребенок плохо читает, потому что он «глупый» или «ленивый», а родители у него «безответственные». Педагог может вызывать ученика читать перед классом и недовольно вздыхать. Таким образом он невольно передает негативное отношение остальным детям. В результате по отношению к ребенку с дислексией может начаться буллинг.
Учителя как раз могут! Просто не все учителя знают, что такие трудности называются словом «дислексия». Однако у опытных учителей складывается интуитивное представление о том, как должен читать типичный ученик. Поэтому, если преподавательница говорит, что ваш ребенок читает хуже остальных, вам стоит к ней прислушаться и отвести ребенка к специалисту.
Во-первых, надо как можно скорее найти специалистов, которые будут учить ребенка читать не так, как это делают в школе. Во-вторых, хорошо бы получить от учителей направление на специальную комиссию, ЦПМПК (Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия. — Прим. НЭН). Она может поставить ребенку диагноз «дислексия».
Родители часто боятся получать диагноз, а зря. Диагноз «дислексия» упростит жизнь ребенку. Во-первых, изменится отношение учителей. Они поймут, что ребенок делает ошибки не из-за лени или глупости, а из-за своих особенностей. Во-вторых, ребенок сможет получить помощь на экзаменах. Детям с дислексией дают больше времени на выполнение заданий, им зачитывают задачи вслух, разрешают печатать на планшете, а не писать от руки.
Интересное по теме
«Если вы не стыдитесь, вас невозможно обидеть»: зачем говорить с детьми об их особенностях
Обычно родители начинают тревожиться, если они сами любят читать и тратят на обучение чтению много сил, а ребенок отказывается играть с азбукой, убегает от заданий, в которых надо озвучивать буквы. Взрослые начинают подозревать дислексию, если дети обожают слушать чтение, но плачут, если за книгу сажают их самих.
Главная задача родителей — поддерживать у ребенка уверенность в себе и развивать его интеллектуальные способности. А что касается обучения, то единственная действующая домашняя методика — это так называемое многократное чтение. Ребенку надо за десять минут трижды вслух прочесть маленький текст, работая в промежутке с ошибками.
К сожалению, родители не могут самостоятельно научить бегло читать ребенка с дислексией. Ребенку нужна помощь специалистов, ведь сложности с чтением — это проблема лингвистическая.
Наша методика в «Лаборатории чтения» — это восполнение дефицитов в обработке языка. Мы занимаемся с каждым учеником онлайн по 30 минут четыре раза в неделю. Учим детей понимать, как устроена система звуков в языке, из каких частей состоят слова, как строится и интонируется предложение. Нейротипичный ребенок осваивает эти умения интуитивно, а ребенку с дислексией надо овладевать ими как специальной наукой. Поэтому мне кажется, что наши ученики в будущем могут стать хорошими лингвистами.
Мы занимаемся восьминедельными циклами. Обычно через восемь недель видны первые результаты: улучшаются показатели беглости и аккуратности чтения. Ребенок читает больше правильных слов в минуту, делает меньше ошибок, перестает придумывать текст.
Если у ребенка сильная дислексия, то заниматься ему придется значительно дольше. В «Лаборатории чтения» некоторые дети занимаются уже несколько лет. Педагоги и врачи говорили о наших маленьких учениках, что они никогда не будут бегло читать. Тем не менее сейчас они читают в рамках своей возрастной нормы. С поддержкой, но читают — и это огромное достижение самих детей, их семей и преподавателей.
Да, может. Если ребенок начинает заниматься чтением по специальными методикам в пять-семь лет, то с вероятностью 90 процентов он достигнет своей возрастной нормы. К сожалению, обычно родители видят трудности, когда ребенку уже лет девять-десять и он сильно отстает от сверстников. Однако и в таком возрасте можно восполнить пробелы.
Дети с дислексией очень хотят читать. Они прикладывают много усилий и вызывают гигантское уважение у нас, преподавателей.