Пора взрослеть: «Дикая жизнь» и еще семь фильмов о разводе

Вы знаете, что мы радеем за то, чтобы у взрослых было время не только на то, чтобы заниматься детьми, но и на то, чтобы ничего не делать. Под «ничего не делать» мы обычно подразумеваем возможность расслабить мозг и другие части тела, съесть что-нибудь вкусное без обязательства делиться и думать о калорийности, почитать что-то, кроме родительских форумов, или посмотреть интересное кино. Маруся Горфиль подготовила для вас подборку картин, которые затрагивают непростую тему разводов.

Фильм «Дикая жизнь» (Wildlife, 2018) — проникновенная история распада семьи на фоне Америки 60-х, увиденная глазами мальчика-подростка.


Тридцатичетырехлетний Пол Дано (если вы не видели нашумевшую нетфликсовскую короткометражку «Окча», то помните его по ролям в «Человек - швейцарский нож» и «Руби Спаркс») снял фильм по книге лауреата Пулитцеровской премии Ричарда Форда с Кэри Маллиган («Великий Гэтсби», «Драйв») и Джейком Джилленхолом («Исходный код», «Горбатая гора») в главных ролях. В принципе, этого достаточно, чтобы точно посмотреть «Дикую жизнь». Картине уже пророчат«Оскаров», она стала фаворитом Сандэнса и тем не менее прошла в прокате скромно даже по российским меркам. Нам очень хочется исправить это досадное недоразумение. Тем более что совсем скоро фильм появится в сети. Мы же с вами не будем притворяться, что успеваем в кино на все премьеры, правда?

Провинциальная Америка 60-х. Глубинка штата Монтана. Одноэтажная Америка, обрамленная горами и лесами, где все - и жизнь, и природа — цвета сепия. Именно сюда перевозит свою семью (жену и сына-подростка) Джерри (Джейк Джилленхол). На первый взгляд, все образцово — Джанетт (Кэрри Маллиган) улыбается и сервирует семейные обеды, сын молчит и делает уроки, отец чистит ботинки богачам из местного гольф-клуба. Но очень скоро становится понятно, что Джерри постоянно теряет работу, и это далеко не первый переезд. И чем дальше семья продвигалась от жарких ковбойских прерий в сторону неуютной и холодной Канады, тем меньше оставалось, собственно, этой самой семьи. От улыбок и совместного мытья посуды, через нарастающие сквозьзубные протесты к откровенным взрывам и крикам — шаг за шагом в этом интимном, тихом и очень проникновенном фильме герои будут двигаться к разводу.

Это фильм-взросление, причем для каждого из героев. Кто-то взрослеет в 16, а кто-то — в 35. Именно столько лет героине Маллиган, которой я бы не задумываясь дала «Оскар» за одно лишь ее подергивание плечами, в котором есть все — и положенные на алтарь брака лучшие годы жизни, и желание быть идеальной, и невозможность смириться, и усталость, и отчаяние, и страх, и безысходность. Она вдруг понимает (ха-ха), что жизнь проходит, и ничего не меняется. «Чувствую, что надо проснуться, но не знаю, зачем и как». В Америке того времени у женщин действительно было слишком мало этих самых «как». Феминизм только-только начинает зарождаться. А пока ты либо домохозяйка, либо учительница. Либо жена, либо любовница. И обычно под тем, чтобы «проснуться», подразумевается как раз последнее. Джаннет успевает побыть во всех четырех ипостасях. И ни в одной из них (дважды ха-ха) не находит себя.

У мужчин все проще. Если ты теряешь одну работу за другой, не можешь прокормить семью и вообще не знаешь, что делать со своей жизнью (привет, самоопределение) — иди на войну. Она закончилась? Не беда, ведь неподалеку бушуют страшные лесные пожары — туда и отправляется главный герой. Спасать, конечно же, не деревья, а самого себя. Тема огня вообще часто появляется в фильме, как в прямом, так и в переносном значении. Горят не только леса и дома, но и все герои. Вспыхивают, озаряя своим светом отведенную им часть экранного времени. И плавно догорают к самому концу, который, хоть и притворяется вполне благополучным, никого не может ввести в заблуждение.

Всю историю мы видим глазами 16-летнего Джо. Пожалуй, самая яркая находка фильма (продиктованная, впрочем, самим первоисточником), мастерски обыгранная оператором Диего Гарсией. В фильме, действительно, каждый кадр — это взгляд мальчика, и мы почти не видим героев, если их не видит он сам. Многие отмечают, что актер Эд Оксенбульд очень похож на молодого Дано — такой же простой, но притягательный и совершенно вас обезоруживающий. Хотя вы толком и не понимаете, чем именно. В своих интервью Дано признавался, что фильм, действительно, во многом личный. Если не сказать — семейный: автором сценария выступила Зои Казан (написавшая «Руби Спаркс»), с которой Пол встречается уже много лет, а художником по костюмам стала его сестра. Даже куртка, в которой ходит главный герой - точно такая же, как была у самого Дано в 16 лет.

И несмотря на то, что Джо почти ничего не говорит, (а делает и того меньше), вы остро и почти физически чувствуете все, что чувствует он. И боль, когда уезжает отец. И стыд за пьяную мать, танцующую ча-ча-ча в откровенном платье. И желание провалиться сквозь землю, когда отец напрямую спрашивает, была ли измена… И эту страшную невозможность разорваться между двумя самыми близкими и дорогими людьми, ведь ты являешься частью каждого из них.

Продолжительность: 105 мин.

Рейтинг IMDb: 7,3

Что еще можно посмотреть на тему развода

Если вдруг «Дикая жизнь» еще не появилась в онлайн-кинотеатрах, или вам просто захочется посмотреть на тему развода с других сторон — ловите подборку. Два режиссера-мэтра, одна милая семейная комедия, один пяти-оскаровский лауреат и три мелодрамы разного уровня трогательности.


«Сцены из супружеской жизни» (1973)

Бергмановский взгляд на 20 лет брака, поданный в формате шести серийного мини-сериала. Каждая серия - одна из сцен благополучной семейной жизни, показывающая путь к разводу. Картина очень камерная, в ней почти нет музыки, а в кадре (за редким исключением) - лишь главные герои и их диалоги.

Смотреть, когда захочется умного камерного кино, растянутого на несколько вечеров.

Продолжительность: 155 мин.

Рейтинг IMDb: 8,5


«Крамер против Крамера» (1979)

Фильм о противостоянии отца-одиночки и бросившей семью, но затем раскаявшейся матери, получивший пять премий «Оскар». Стоит посмотреть как минимум из-за звездного дуэта Дастина Хоффмана и Мерил Стрип. В свое время фильм стал открытием, так как одинаково объективно рисует обе точки зрения — отца и матери — на семейную жизнь и воспитание ребенка.

Смотреть с партнером/партнершей, когда вам захочется понять друг друга еще лучше.

Продолжительность: 195 мин.

Рейтинг IMDb: 7,8


«Дорога перемен» (2008)

Еще одна очень американская, но не такая популярная драма от режиссера «Красоты по-американски» Сэма Мендеса. Среднестатистическая американская семейная пара и их большая американская мечта переехать в Париж. С «Дикой жизнью» фильм роднит как звездный состав (Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет), так и время действия (Америка 50-х). В итоге три номинации (но ни одной награды) на премию «Оскар».

Продолжительность: 114 мин.

Рейтинг IMDb: 7,3

Смотреть в одиночестве, когда соскучитесь по Леонардо Ди Каприо.


«Миссис Даутфайер» (1993)

До сих пор один из моих самых любимых фильмов с Робином Уильямсом, которому каждый съемочный день по 4-5 часов приходилось проводить в гримерке, чтобы превратиться в пожилую няню. Один из лучших фильмов для семейного просмотра — нельзя не доверять режиссеру, снявшему «Одного дома» и двух «Гарри Поттеров».

Смотреть с детьми, когда они подрастут. Или с теми, которые уже подросли.

Продолжительность: 125 мин.

Рейтинг IMDb: 6,9


«Развод в большом городе» (2012)

Оригинальное название фильма — What Maisie knew — гораздо лучше отражает его содержание. В фильме все немного чересчур: мать рок-певица (Джулианна Мур), отец арт-дилер, отчим бармен (Александр Скарсгард), мачеха — бывшая няня, и все они в своих разборках и заботах то забывают про ребенка, то пытаются любить его изо всех сил. Но наблюдать за всем этим отнюдь не больно, а вполне приятно.

Смотреть, когда хочется чего-то умеренно грустного и трогательного.

Продолжительность: 99 мин.

Рейтинг IMDb: 7,5


«Любит не любит» (2011)

Необязательное кино, в героине которого, тем не менее, почти каждая из нас узнает себя. Про быт и размеренное счастье, про влюбленность и желание все бросить, про «кто я» и «с кем мне будет лучше» — про это вот все. А Мишель Уильямс («Манчестер у моря», «Величайший шоумен») и Сет Роген (все дурацкие и смешные фильмы Апатоу) неожиданно становятся очень органичной парой.

Смотреть, когда захочется покопаться в себе.

Продолжительность: 116 мин.

Рейтинг IMDb: 6,6


«Мужья и жены» (1992)

Пожалуй, ни одна подборка не обойдется без фильма Вуди Аллена (ведь их слишком много, и они почти обо всем). Но этот, бесспорно, из серии The best of. Сам режиссер тоже так считает. Фильм ценится за новаторство (например, он целиком снят на ручную камеру), но история его выхода омрачена самым знаменитым и неприятным скандалом между Миа Ферроу и Вуди Алленом, точка в котором не поставлена до сих пор.

Смотреть, когда захочется умного, но не слишком серьезного кино.

Продолжительность: 108 мин.

Рейтинг IMDb: 7,6