Все мы хотим, чтобы наши дети ели брокколи, парные котлеты и пили свекольный сок, но им почему-то нравится хлеб с макаронами. Одна из сложных родительских задач (а что, были простые?) — деликатно направлять ребенка в сторону полезного и осознанного питания, при этом не создавая невроза вокруг еды и не формируя нездоровых пищевых привычек.
Мы нашли отличный блог о питании вредных малоежек, сладкоежек и приверед, но вот беда — он на английском, которым владеют не все. Его ведет Дженнифер Андерсон, нутрициолог, сертифицированная специалистка по питанию и мать двоих сыновей. В ее аккаунте море полезной информации о еде (подписывайтесь, если читаете на английском), а мы отобрали для вас восемь простых и полезных советов, которые помогут накормить ребенка чем-то полезным и не поседеть в процессе.
Классическая схема «никаких сладостей, пока не доешь ужин», а также поощрение конфетами (или наказание в виде лишения их же) работает из рук вон плохо. Может быть, в данный момент она и эффективна, но в будущем рискует превратиться в нездоровый культ сладкого для вашего ребенка, который приведет к перееданиям.
В качестве решения Дженнифер предлагает не наделять конфеты особым смыслом, а просто включить их в рацион ребенка в умеренных (ключевое слово) дозах. Так конфеты и сладости перестанут быть запретным плодом, и ребенок будет меньше на них зацикливаться.
Еще одно простое правило, которое поможет детям сформировать здоровые пищевые привычки, касается того, как вы обычно завершаете прием пищи. И хотя мы часто говорим детям: «Давай, доедай свой ужин», лучше спрашивать их: «Ты наелся?». И если первая фраза, скорее всего, приведет к протестам и спорам (если ребенок уже сыт), то вторая поможет ему прислушаться к себе и подумать о том, хочет ли он еще есть или уже готов выходить из-за стола.
Чувство контроля над ситуацией очень важно для детей — так они учатся самостоятельности и отстаивают свои границы. Поэтому в вопросах питания тоже важно давать детям возможность выбрать, при этом не забывая, что родитель здесь — все равно вы. Дженнифер рекомендует родителям ввести такую схему: родители выбирают, что будут есть дети, а сами дети решают, будут ли они это есть, и в каком количестве.
В левой части картинки изображено то, что дети попросили на ужин, а в правой — то, что получили (потому что родитель остается главным в вопросе того, что поставить на стол). Обратите внимание, в итоге ребенок все равно получил крендельки, просто не так много и в дополнение к другой, более полезной еде.
Родители время от времени пытаются вводить что-то новое в рацион своих детей, но им редко это удается — новая еда с ревом летит на пол, а ребенок, напуганный видом сельдерея, еще неделю спасается в объятиях нарезного батона.
Попробуйте вводить новую еду по чуть-чуть, — советует Дженнифер. Большие количества незнакомой еды могут напугать ребенка, а потому лучше предлагать ему знакомиться с ней постепенно. Просто положите на тарелку ребенку одну горошинку или один кусок морковки, или четверть огуречного кружочка. Еще лучше, если вы положите новую еду отдельно, в розетку или маленький контейнер — так избирательному едоку будет спокойнее.
Пример вы можете видеть на фотографии — в левой части видно, как красная капуста захватывает тарелку с едой, а в правой — она цивилизованно ждет своего часа в отдельной мисочке и имеет куда больше шансов быть попробованной.
Этот совет кажется немного противоречивым, потому что все наше постсоветское детство нас учили не играть с едой. Однако Джениффер дерзко предлагает обратное: докажите детям, что еда не страшная и не противная, а вполне себе интересная.
На картинке ниже — два варианта подачи болгарского перца. В первом случае (слева) он подается классическим образом, со словами «Это овощи», «Болгарский перец», «Это полезно». Во втором случае перцы превращаются в перечные космические ракеты или красные поленья, которые надо срочно загрузить в кузов, а точнее - в рот.
Конечно, в вопросах питания ребенка тоже никуда не спрятаться от родительской вины. Мы разрешаем ребенку есть слишком много сладкого, слишком мало полезного, мы не следим за его питанием, он недоедает/переедает… Родительский невроз в вопросах еды передается ребенку, и все становится еще хуже. Выдыхайте.
Дженнифер напоминает о том, что невозможно всегда идеально кормить своего ребенка и придерживаться безупречно полезной диеты. А потому она пишет об очень простых вещах, которые каждая уставшая мама может сказать себе за варкой очередной кастрюли макарон: «Я благодарна за то, что нам есть, что есть», «Я могу здраво подходить к вопросам питания», «Я могу пробовать что-то новое каждый день», «Я хорошая мама».
В одном из своих постов блогерша предлагает родителям заменить «бездумное поедание» на «осмысленные игры». Если вашему ребенку скучно за обеденным столом, то не стоит развлекать его при помощи мультиков или игр на планшете. Так ребенок отвлекается от процесса, не чувствует вкуса еды и не прислушивается к себе, чтобы понять, когда он уже наелся.
Игры с едой, напротив, помогают ребенку концентрироваться на продуктах в его тарелке, развивают мелкую моторику и делают процесс приема пищи интересным и увлекательным.
Неважно, ест ваш ребенок слишком много или наоборот слишком мало — на пути к здоровому питанию вам пригодятся одни и те же приемы. Чтобы сформировать правильные пищевые привычки у ребенка, Дженнифер советует никогда не заставлять его доедать то, что в тарелке, а научить прислушиваться к себе, чтобы различать чувство голода и чувство насыщения.
Также блогерша предлагает тратить хотя бы 20-30 минут на совместный вдумчивый прием пищи, не обсуждать вес ребенка с ним или при нем (возможно, вам необходимо заранее предупредить об этом родственников и врачей), составить расписание приемов пищи и (это важно) перекусов, начинать с маленьких порций (лучше потом предложить добавки), убрать со стола экраны и игрушки, которые отвлекают от еды, никогда не хвалить и не ругать детей за то, как и что они едят.
Насильное кормление или ограничение ребенка в еде не научит его самостоятельно контролировать свое питание и прислушиваться к себе каждый раз, когда он садится за стол. Ваша задача — заложить фундамент для здоровых привычек, которые ваш ребенок пронесет через всю жизнь.