И это пройдет: 8 способов научить ребенка справляться с истериками

Каждый родитель хоть раз в жизни сталкивался с детскими истериками. Естественно, такие ситуации всегда вызывают сильные переживания. Еще бы! Плач ребенка способен даже самого спокойного взрослого вывести из себя.

Иллюстрация Настасьи Железняк

Справиться с истериками можно, говорит детский психолог Лора Маркхэм, если позволить детям выражать свои чувства. Ведь неуправляемыми дети становятся не из-за того, что они испытывают негативные эмоции, а из-за того, что им запрещают их выражать. Со временем они учатся гасить свои чувства, и это работает в моменте, но в перспективе такая модель поведения приводит к тому, что дети становятся напряженными, тревожными, требовательными и плаксивыми.

Итак, как же научить ребенка справляться со своими эмоциями? Вот несколько отличных советов Лоры Маркхэм:

Научитесь сами справляться с негативными эмоциями

via GIPHY

Совет стар, как мир, но он работает. Нужно начать с себя. Родители — эмоциональное зеркало ребенка. Вместо того, чтобы кричать на ребенка или шлепать его, взрослому нужно взять небольшой тайм-аут, чтобы самому успокоиться и поймать дзен.

Если ребенок слишком мал, чтобы оставлять его одного в комнате, нужно сделать все, чтобы успокоиться самому. Глубоко вздохнуть, досчитать до десяти, немного замедлиться… В конце концов, дети копируют взрослых: когда родители кричат, дети учатся кричать, когда родители относятся к собеседнику уважительно, дети делают то же самое. Каждый день ребенок учится у родителя справляться со своими чувствами, поэтому лучше быть как можно более спокойным, даже если сил на это не остается.

Это не значит, что нужно подавлять эмоции. Это приведет только к тому, что их будет сложнее контролировать. Совет заключается в том, чтобы бережно обращаться с чувствами, замечая и принимая их, и при этом не предпринимать каких-то грубых действий.

Это действительно сложно! Никто в этом не совершенен. Люди учатся управлять собственными эмоциями всю жизнь. Главное — делать шаги в правильном направлении.

Укрепляйте эмоциональную связь с ребенком

via GIPHY

Малыши учатся успокаиваться теми способами, которые предлагают им родители. И чем старше становятся дети, тем меньше они нуждаются в непосредственном участии взрослого. Но даже подросшие дети нуждаются в том, чтобы чувствовать тесную связь с родителями, иначе они не могут самостоятельно контролировать свои эмоции. Когда взрослый замечает, что ребенок становится неуправляемым, самая важная вещь, которую он должен сделать, — конечно, после того, как успокоится сам, — восстановить связь со своим ребенком. Если ребенок чувствует, что родитель на его стороне, даже если вынужден говорить «нет», он готов слышать и слушать. И эта глубокая связь способна компенсировать любые несовершенства поведения.

Принимайте любые чувства детей

via GIPHY

Дети часто требуют невозможного, а когда не получают желаемого, выходят из себя. В этот момент родителю нужно проявить сочувствие перед тем, как отказать: «Малыш, я знаю, что ты расстроишься, но мне придется тебя разочаровать…»

Когда эмпатия становится постоянным спутником родителей, дети понимают, что эмоции могут быть не очень хорошими, но они не опасны. И вместо того, чтобы подавлять свои чувства, дети учатся их принимать. Ребенок знает, что ему не нужно кричать, чтобы быть услышанным. Его примут любого. И даже если сегодня случился плохой день, завтра для него вновь взойдет солнце.

Не бойтесь говорить об эмоциях

via GIPHY

Исследования показывают, что дети развивают эмоциональный интеллект, когда взрослые не боятся при них открыто говорить о чувствах, принимать их, а также интересоваться переживаниями других людей. Поэтому, например, вместо того, чтобы прятать слёзы, лучше объяснить ребенку причину их появления на доступном ему языке.

Важно ли учить детей словам, которые могут описать их эмоции? Да, это позволяет принять свой собственный опыт и помогает понимать других. Но не стоит навешивать ярлыки на ребенка, когда эмоции бушуют. Это не поможет ему справиться с гневом.

Вместо этого лучше просто принять чувства ребенка и проявить сострадание, даже если потом придется в чем-то его ограничивать.

Ограничивайте действия ребенка по мере необходимости

via GIPHY

Цель родителей — создать для ребенка безопасное пространство, где он может испытывать свои эмоции. Но это не значит, что нужно позволять ему бить кого-то или ломать вещи.

Важно помнить, что дети еще не способны принимать самостоятельные решения в жизни, даже если они хорошо соображают. Рассерженные дети часто ведут себя агрессивно и говорят то, о чем потом будут сожалеть. И это нормально.

Главное помнить, что гнев нуждается в том, чтобы его услышали, иначе он усиливается.

Налаживайте отношения и проявляйте заботу

via GIPHY

Разгневанный ребенок — это не плохой человек, а обиженный очень маленький человек. Дети не контролируют свои эмоции, потому что не умеют. Поэтому родителю нужно проявить сострадание, чтобы ребенок чувствовал поддержку и не боялся выплеснуть свои слезы и страхи, которые вызывают его гнев. Если родитель поможет ему почувствовать себя в достаточной безопасности, то гнев и плохое поведение мигом испарятся.

Позже, когда страсти утихнут, можно обсудить с ребенком произошедшее. Но не критиковать или читать нотации, а посочувствовать и восстановить связь: «Мы все были так расстроены, что начали кричать. Но так нельзя выяснять отношения с тем, кого любишь. Мне жаль, что я вышла из себя. Я знаю, что ты, должно быть, тоже был так расстроен, чтобы говорить/делать такие вещи. Сейчас я готова выслушать, из-за чего ты расстроился».

Это не значит, что ребенку позволено кричать на родителей или делать то, что может расстроить взрослых. Но дети поймут это только тогда, когда почувствуют, что их выслушали и поняли. Поэтому лучше сначала послушать их, а потом сказать: «Я понимаю, почему ты был так расстроен, что накричал на меня. Но ты знаешь, что тебе никогда не нужно кричать, чтобы привлечь мое внимание. Я всегда готов выслушать и постараться помочь». Скорее всего, после этого ребенок извинится, и в будущем у него будет гораздо больше мотивации выражать свои мысли без крика.

Не наказывайте за проявление чувств

Шлепки, тайм-ауты и пристыживание не дают детям той помощи, которая им нужна в работе с эмоциями. Фактически, дети получают сообщение, что эмоции, которые побудили их «плохо себя вести», являются плохими. Поэтому дети пытаются их подавить, а эмоциональный рюкзак еще больше набивается плохими чувствами. Это одна из причин, по которой наказание приводит к еще большему проступку — эти чувства продолжают всплывать из эмоционального рюкзака в поисках исцеления, и ребенок становится неуправляемым, потому что ему страшно. Вместо того, чтобы наказывать, лучше помочь ребенку не сбиться с пути.

Ведите себя как взрослые

via GIPHY

Когда взрослые не берут на себя ответственность по установлению личных границ и создания хорошей атмосферы в доме, дети перестают чувствовать себя в безопасности. Они беспокоятся, что родители не в состоянии удовлетворить их эмоциональные потребности, поэтому начинают прилагать усилия, чтобы самим взять ответственность на себя. Это одна из причин, почему дети становятся властными и требовательными. Что еще хуже для их развития, они перестают приходить к взрослым со своими слезами и страхами. Они не доверяют родителям свою уязвимость и вынуждены держать оборону.

А это значит, что они не могут расслабиться и взяться за то, что по-настоящему важно в их возрасте. Например, научиться решать конфликты со сверстниками или рискнуть попробовать что-то новое.

Решение проблемы заключается в том, чтобы помочь ребенку почувствовать себя в безопасности, взяв на себя обязательство быть спокойным, эмоционально щедрым родителем, который устанавливает границы, проявляет эмпатию и демонстрирует эмоциональный интеллект.

Дети, которых воспитывают таким образом, учатся контролировать свои эмоции, потому что у них здоровая эмоциональная жизнь, а не потому, что им приказали не чувствовать, или того хуже наказали или пристыдили.

Много ли это требует от родителя? Конечно! Но что может быть лучшей мотивацией для роста, чем любовь к ребенку?

Мнения Соляные столпы нравственности: почему общество отказывает учителям в праве на личную жизнь
Каким мы хотим видеть учителя и что об этом думают родители, психологи и сами учителя?