Мы уже рассказывали, как научить ребенка играть самому. Но даже если ребенок не будет против проводить время без вас, у него могут возникнуть трудности с тем, чтобы самому находить себе дело.
Вот полная комната игрушек, но ребенку не хочется с ними играть. До того момента, пока вы лично не предложите ему взять одну из них. Тогда он посмотрит на нее иначе и мигом начнет игру. Часто дело не в том, что ребенку действительно нечем заняться. Он просто не может придумать себе развлечение. Разбираемся, как ему помочь.
Иногда детям сложно перестроиться и начать самим находить себе занятие, ведь они привыкают, что рядом с ними всегда родители, которые знают кучу веселых игр и могут придумать, как сделать интересные поделки из всего, что найдется под рукой.
Сидите с ним в комнате и показывайте, что вы заняты. Например, читайте или составляйте список покупок. Когда ребенок начнет жаловаться, что ему нечем заняться, скажите подождать, пока вы закончите. На эти несколько минут или даже целый час ему придется самому отыскать себе занятие.
Когда ребенок сам способен найти дело, у родителей появляется больше свободного времени. Но если ребенок никак не придумает, чем заняться, слоняется по дому и жалуется, пока вы готовите или убираете, предложите ему помочь вам.
Например, называйте ингредиенты для блюда, чтобы он доставал их из шкафа или холодильника. Или вместе сортируйте одежду для стирки. И если ребенку все же будет скучно одному, он всегда сможет прийти к вам и помочь с делами, не дожидаясь вашего приглашения. А заодно и получит полезные для жизни навыки.
Дети часто знают, во что хотят поиграть, но эти мысли приходят им на ум не в самый подходящий момент. Например, когда вы будете ехать в больницу, ребенок вспомнит, как ему хочется собрать башню из конструктора. А вот спустя несколько часов дома он на конструктор и не посмотрит.
Когда вечером или на следующий день он заявит, что ему нечем заняться, предложите варианты из этого списка.
Интересное по теме
Игры, в которые играют дети (и должны ли они играть в них в принципе)
Потратьте больше времени и вспомните все игры и дела, которыми ваш ребенок может заниматься самостоятельно. Запишите в столбик и игры с конструктором, и уборку в комнате (вдруг прокатит?), и обнимашки с кошкой.
Затем разрежьте этот список на полоски, чтобы на каждой полоске был записан отдельный пункт, и сложите их в банку. В следующий раз, когда ребенок заскучает, он сможет взять из банки несколько бумажек с идеями.
Бывает, что ребенок сам придумывает себе занятие или находит его с вашей помощью, но быстро бросает и снова начинает скучать. Предложите ему попытаться поиграть или почитать в течение нескольких минут, и установите таймер.
Возможно, за отведенное время он все же больше увлечется выбранным делом и продолжит заниматься им и после того, как таймер сработает.
Большое количество игрушек вовсе не означает, что ребенку будет интересно играть с ними. Напротив, кучи игрушек ограничивают фантазию детей.
Уберите часть имеющихся игрушек на пару недель в шкаф. А потом верните обратно. Ребенок будет воспринимать их как новые, опять заинтересуется и придумает новые игры с ними. Проверено многими родителями тоддлеров.
Интересное по теме
«Если спрятать старую игрушку в шкафу и достать ее неделю спустя, то эта игрушка опять считается новой» (и еще 8 открытий, которые сделали отцы тоддлеров)
Раз уж дети не находят себе занятие, потому что не могут выбрать одну игрушку или ленятся порыться в столе, чтобы отыскать там альбом и фломастеры, убедитесь, что несколько подходящих вещей всегда у них под рукой. Сделайте уголок развлечений.
Положите на стол только парочку игрушек, всего один набор конструктора, стопку цветной бумаги, альбом, набор карандашей и пластилина. Когда ребенок заскучает, он сможет обратиться к предметам, которые будут выбиваться из хаоса вокруг (и возможно, заинтересуется ими, но тут мы не гарантируем).