Не замалчивать, заземляться и искать в окружающих поддержку.
В декабре психологиня Людмила Петрановская выступила на благотворительном мероприятии, организованном в поддержку фонда «Шанс на жизнь». Ее лекция была посвящена тому, как поддерживать себя и детей в непростое для всех время. С разрешения фонда и самой Людмилы Владимировны публикуем расшифровку этой лекции.
Интересное по теме
Опора для родителей: все, что мы знаем о Людмиле Петрановской
Когда происходит то, что не должно происходить, — заболевание, длительное лечение, обстрелы, необходимость куда-то срочно перемещаться, — это не может не затрагивать ребенка. У взрослых в такой ситуации вопрос: что с этим делать?
Мы не можем сделать так, чтобы эти события никак не затрагивали детей. Но мы можем сделать так, чтобы они не стали определяющими в их жизни. Чтобы эти события превратились для ребенка в опыт, но не оставили длительного травматического следа.
Первое, что необходимо сделать, — корректно сформулировать для себя задачу.
Если мы ставим задачу «сохранить детство золотое» — придется что-то замалчивать. Но важно помнить: блаженное неведение — это не очень хорошая вещь.
Во-первых, ребенок не может не видеть, что что-то происходит. Если он не понимает смысла событий в силу возраста, он все равно чувствует. У родителей есть соблазн ничего не объяснять, потому что — зачем расстраивать? Взрослые сами умирают от страха, но стараются ребенку ничего не говорить. Ребенок это все видит, а главное — он видит, что взрослый напуган, напряжен, подавлен. Например, ситуация, когда взрослые замолкают, лишь только ребенок входит в комнату. Он может подумать: «Наверное, это что-то ужасное, о чем даже мои родители боятся говорить вслух».
Таким образом из этого складывается фигура умолчания. Дети постарше могут начать сопоставлять, додумывать и складывать из услышанных обрывков свою картину, порой — очень причудливую. Я знаю ситуации, в которых дети на основе услышанного решили, что они не родные, что их собираются куда-то отдать. И человек потом десятилетиями жил с мыслью, что он не родной своим родителям, и не решался об этом поговорить. А потом выяснялось, что была напряженная семейная ситуация, которая к нему напрямую не относилась. Какие-то дети делали выводы, что они смертельно больны. Когда мы ребенка оставляем один на один с чем-то пугающим, детская психика может быть изобретательной в нехорошем смысле этого слова.
Интересное по теме
Чем опасны для ребенка взрослые, которые «никогда не злятся»? Главное из эфира Людмилы Петрановской
Родители выбирают стратегию не расстраивать ребенка, потому что боятся не справиться с его чувствами. Пугает не та реальность, которая есть, а столкновение с ужасом ребенка. Мы, родители, заточены эволюцией на то, чтобы защищать и спасать своего детеныша. И наш детеныш уверен, что мы как-то его спасем. И когда мы сталкиваемся с ситуацией, в которой ничего сделать не можем, — война, тяжелое заболевание, — мы испытываем бессилие.
Родительское бессилие — самое мучительное чувство. Когда ребенок чувствует, что родитель сам в ужасе, ему становится еще страшнее.
Поэтому очень важно для взрослых обсуждать с кем-то свои переживания: с другими родителями, с волонтерами, с психологами. Очень важно, чтобы у вас была поддержка других взрослых людей. Важно признавать этот голос внутри, который в ужасе. Надо относиться к этому голосу с сочувствием. Это не малодушие, это адекватная реакция. За ней стоит любовь к ребенку и желание, чтобы он был в безопасности. Находить опору в рассудочной части. Я знаю родителей, которые утешаются статистикой: вероятность того, что [снаряд] попадет именно в нас, невелика. Кому-то помогает рацио. Кому-то — фаталистичный настрой. Есть люди, которые черпают опору в отношениях: что бы там ни было, мы вместе.
Если мы говорим про ситуацию в моменте, то здесь могут помогать любые способы заземления. В интернете есть много рекомендаций — они связаны с практиками, которые помогают ощутить свое тело, температуру вокруг, дуновение ветра, прикосновение солнца к коже; ощутить рядом другого человека, обнять его или попросить, чтобы вас обняли. Если представить нашу психику в виде трехэтажной конструкции, то нижний этаж — это все, что про тело. Верхний — все, что про разум. Средний — все про чувства и отношения. Наши переживания за ребенка — на среднем этаже. Мы можем себе помочь, сдвинув фокус либо на тело, либо поднять его выше, обратившись к рациональному. С ребенком можно это делать в виде игры. С детьми постарше можно о чем-то поговорить, предложить им игру в города. Можно вместе читать книжку.
Одна из задач родительства — научить ребенка справляться со стрессовыми ситуациями, показать ему приемы, которые помогут. Если дети вынуждены прятаться в убежище, можно вовлечь их в простую игру. На сложные виды деятельности наш мозг в сильном стрессе не очень способен, а вот ритмические игры вроде «Летел лебедь» — в самый раз.
Интересное по теме
ААААА!!!! 11 способов очень быстро снять стресс
Есть и другая крайность, когда взрослые начинают выливать свои переживания на детей и вовлекать их в тревогу. Обсуждать, куда катится мир, что все будет плохо, все против нас. В таких ситуациях есть сильный соблазн использовать аргумент «устами младенца»: детей через их слова и рисунки начинают вовлекать в глобальный диалог с миром.
Тут надо за собой присматривать, потому что слова ребенка — действительно сильный, бьющий по эмоциям аргумент. Но нужно спрашивать себя: «Я это делаю для него, или у меня есть другие, не вполне осознаваемые интересы?» Мы должны объяснять происходящее детям для того, чтобы они не оставались со страхом один на один; чтобы понимали, почему происходят те или иные вещи, а главное — что мы планируем делать в связи с этим. Должен быть выход на практику, и он очень сильно зависит от возраста ребенка. Если ребенок маленький, ему важно просто услышать: «Я с тобой». Важно обеспечить ваше присутствие, контакт. Отложите в сторону переживания: никакой мировой апокалипсис не отнимет ваше время с ребенком. Точку покоя нельзя отдавать врагу.
Если говорить про детей чуть постарше, то им важно понимать, что взрослые знают, что делать. Куда вы прячетесь, когда сирена? Что вы делаете в такой ситуации? А в такой? Не бойтесь отвечать на вопросы. Реалистично, уверенным голосом.
Если говорить про детей следующей возрастной категории — от шести лет и старше, — им важно знать, что существует социум, общество, страна, волонтеры — сообщество взрослых людей, которые знают, что делать.
Дети любят, когда им рассказывают, как все устроено.
В моей практике была девочка с опытом реального голода. У нее было расстройство пищевого поведения, и ей очень нравилось, когда папа ей рассказывал про систему сбережения зерна: как выращивают хлеб, как его пекут, почему он никогда не заканчивается. Это была ее любимая сказка в течение полугода после прихода в семью. До этого она не могла заснуть, у нее было навязчивое чувство голода. Дети должны знать, что делать, чтобы справиться с бедой.
Подросткам этого уже недостаточно. Им важно быть полезными самим. Их тревога будет лишь нарастать, если с ними обращаться как с малышами. И если им подсовывают какие-то суррогатные виды деятельности, они на это очень обижаются. Подростки способны на многое, им можно найти какие-то безопасные задачи, но такие, где они будут чувствовать, что приносят пользу. В этой ситуации над подростками меньше надо трястись и давать им больше возможностей приносить пользу.
Еще почитать по теме
«Ужас, испытанный при виде кадров из Освенцима, необходим для развития души»: отрывок из новой книги Людмилы Петрановской