Далеки ли подростки от искусства: кому нужна «ненавистная музыкалка»?

Несмотря на то, что родителям часто кажется, что их взрослеющие дети не интересуются ничем, кроме гаджетов, на самом деле это не так.

Иллюстрация Насти Железняк

Современные подростки даже в цифровой среде соприкасаются с искусством — и делают это разными способами. Современные тинейджеры так же, как и их предшественники, слушают музыку, интересуются изобразительным искусством, смотрят фильмы, а иногда и сами пробуют себя в роли творцов.

Часто подростки сами не понимают, что музыка в их плейлисте — обработка или интерпретация классических произведений. До сих пор популярны аранжировки таких композиторов как Моцарт, Бетховен, Дебюсси.

Если современные тинейджеры близки к музыке, даже классической, то почему же у музыкальной школы такая противоречивая репутация?

Интересное по теме

«Почему я вспоминаю музыкалку как страшный сон»

Все мы слышали истории взрослых, которые отучились («отмучились») семь лет в музыкальной школе и помнят, как сильно ее ненавидели. Музыкальная школа часто ассоциируется годами скучного цикла гамм, этюдов, нот, ритмов. Такого флера «бессмысленной трудности» не имеет ни одна популярная школа дополнительного образования.

Однако многие выпускники, которые после окончания музыкальной школы приходят обратно с благодарностью, говорят, что несмотря на трудности, они вспоминают эти времена как самые лучшие. Так откуда у нас такой стереотип «ненавистной музыкалки»?

В школах дополнительного образования (художественная, спортивная) уроки чаще всего проходят с тренером или преподавателем. Там не требуется выполнение домашнего задания в том объеме, который требует музыкальная школа. Организация домашних заданий, их регулярное выполнение — это 90 процентов успеха, а остальные десять — талант. Если не понимать этого еще на начальном этапе, то в школе придется трудно.

Большинство учеников, вопреки расхожему мнению, приходят в музыкальную школу по собственному желанию. На первых порах у ребят есть картинка того, как они будут выглядеть со стороны, играя на инструменте, как восхитительно обладать умением с легкостью делать музыку. Круг единомышленников, сверстников, атмосфера поддержки делает музыкальную школу особенной.

Интересное по теме

Пять песен, которые отцы-музыканты посвятили своим детям

Если у ученика нет понимания, как организовать свою собственную работу, у него нет поддержки родителей и учитель не меняет динамику и методы работы, то музыкальная школа действительно может обернуться чем-то, что портит подростку жизнь.

Вот несколько практических советов от онлайн-репетитора по фортепиано и учителя музыки с 12-летним стажем Елены Балиной. Она рассказала НЭН о том, как сделать музыкальную школу любимым делом ребенка.

  • Музыка — это не только экспрессия, но и точная наука, которая нуждается в регулярном оттачивании навыков и структуризации. Будьте готовы к тому, что придется вкладывать усилия, чтобы овладеть навыком игры на инструменте.
  • Не бросайте подростка один на один с домашним заданием. Хорошо, когда родитель вникает и пытается разобраться в том, чему обучается его ребенок. Однако иногда достаточно технически выполнять задания. Например, когда вы садитесь рядом с ребенком и говорите ему: «Еще раз, еще раз, еще раз» — столько раз, сколько задал учитель, то это не просто слова, а реальное участие и помощь.
  • В музыкальной школе ученики не видят результат быстро, у многих нет четкого понимания конечного результата. Полезно посещать интерактивные концерты, где возможно не только наблюдать и слушать, но еще и включаться в творческий процесс. Ребята чувствуют себя артистами, выступают на настоящей сцене. Существуют интересные концерты — музыкальные сказки, где зрители также являются активными участниками. Лучше всего посещать мероприятия, где актеры и исполнители — их сверстники: так они могут вдохновиться и увидеть возможный для них результат.
  • Современным детям, которые не всегда умеют трудиться, очень важно, чтобы не было рутины. Для этого учителю нужно не заниматься дрессурой, а разнообразить уроки с помощью разных методов. Чтобы сделать уроки динамичными, можно использовать координационные и музыкальные игры, придумать головоломки (или найти их в интернете), купить интерактивные игры: музыкальное домино, игры на развитие ритма, кроссворды.
  • Заинтересованность подростков в искусстве в большей степени зависит от значимых взрослых в их окружении. Например, можно много говорить о том, что нельзя постоянно «сидеть в гаджетах», но самим продолжать «зависать» в телефоне. Такое требование, лишенное личного примера, скорее всего, не сработает. Поэтому, если родители хотят, чтобы их ребенок развивался в определенном направлении, нет ничего лучше, чем собственное развитие в этой области.

Вот эти общие усилия триады ученик-учитель-родитель превращают «ненавистную музыкалку» в яркое и искреннее увлечение.

Интересное по теме

20+ классных детских кружков и занятий Москвы

Существует много секций и школ, которые может посещать подросток — их выбор зависит от желания ученика. Можно выделить некоторые категории учащихся, которым подходит именно музыкальная школа.

  • Гиперактивные дети. При правильном построении уроков и смене методов работы занятия музыкой учат усидчивости, успокаивают, помогают выплеснуть эмоции.
  • Подростки флегматичного склада, вдумчивые и тихие. Музыкальная школа помогает им раскрыться как личности с новой стороны, найти единомышленников и друзей.
  • Дети, имеющие проблемы с моторикой или логопедией. Музыка развивает определенные группы мышц, а пропевание нот одновременно с игрой на инструменте дает заметный результат.
  • Тинейджеры с неустойчивой самооценкой. Занятие, в котором они могут быть хороши, помимо основной школы, помогает поверить в собственные силы. Концертные выступления — тренажер для повышения самооценки. Подготовка к любому выступлению — концерт, конкурс — это всегда борьба с собой. Когда получается выйти из зоны комфорта и выступить, ученик слышит похвалу от посторонних и чувствует себя увереннее уже в других сферах жизни.
  • Те, кто испытывает трудности в поиске способностей. В отличие от художественной школы, где желателен талант, и спортивной, где важны физиологические данные, в музыкальной школе навыки доминируют над способностями. Если быть достаточно трудолюбивым и упорным, можно добиться большого успеха.

Интересное по теме

«Иметь тренированный разум не менее важно, чем здоровое тело»: как комментарии в соцсетях разрушают самооценку детей и взрослых

Музыка помогает бороться с ежедневным стрессом, развивает духовную сферу человека, облагораживает личность. Коллектив творческих сверстников, увлеченных музыкальным искусством, оказывает благоприятное влияние на становление личности.