7 нездоровых установок, которые мы прививаем детям, критикуя собственный внешний вид

Отношение к телу складывается из множества факторов и начинается с раннего детства. Дети наблюдают за собой и окружающими, слышат, что говорят и как относятся к себе их родители, сравнивают реальность с теми образами, которые видят в мультиках и фильмах. Все это влияет на то, как дети будут относиться к своему телу, какие здоровые или нездоровые привычки приобретут и как внешний вид будет влиять на их самооценку.
Коллаж Елизаветы Стрельцовой

Даже если вы не критикуете своего ребенка за вес или неправильное питание, а все ваши негативные комментарии касаются только вас самих и окружающих (например: «Нет, печеньки я не буду, а то стану совсем толстой коровой» или «Ой, смотри, нельзя же носить такие штаны с такими ногами!»), он все равно будет строить свои отношения с телом исходя из того, что видит и слышит каждый день.

Huffington Post побеседовали с психологами и специалистами по пищевым расстройствам, чтобы выяснить, как родители могут демонстрировать негативное отношение к телу и транслировать его детям (иногда даже сами того не подозревая), и какие установки кроются за нашими, иногда вроде бы совсем безобидными высказываниями.

«Ценность тела заключается в том, как оно выглядит»

Негативные комментарии о том, как выглядит тело, заставляют детей думать, что ценность тела заключается в его внешнем виде, а не в состоянии его здоровья или его способностях.

«Даже комментарии, которые кажутся незначительными, вроде „Я выгляжу толстой в этих джинсах“, произнесенные перед детьми, открывают перед ними возможность смотреть на себя схожим образом, — говорит детский психолог Эшли Кроон Ван Дист. — Это еще называют объективизацией, когда тела рассматриваются как набор параметров, которые надо критиковать вместо того, чтобы восхищаться их невероятной функциональностью, которая позволяет нам быть собой и делать то, что нам надо, каждый день».

Вместо того, чтобы критиковать свое тело за то, что оно выглядит как-то «не так», эксперты рекомендуют родителям почаще обращать внимание — свое и детей — на способности своего тела: на то, как ноги позволяют нам кататься на велосипеде, а руки — крепко обниматься. Нос отвечает за возможность нюхать цветы, а пальцы идеально подходят для того, чтобы нажимать кнопки в лифте или ковыряться в носу.

«Если подумать, наше тело — невероятная магическая машина», — говорит ученая из Университета Мельбурна, занимающаяся исследованиями психического здоровья, Лора Харт. — «Оно залечивает раны и порезы, превращает еду в энергию, может обниматься и смеяться, петь и танцевать. Или тихонько наблюдать за закатом. Все эти способности воистину невероятны. Как родители, мы должны привить детям это чувство восхищения и гордости за собственные тела, чтобы помочь детям заботиться о них и ценить их за все, что они могут сделать, не зацикливаясь на числе на весах».

«Тело — это что-то, чего надо стыдиться»

«Существуют убедительные исследования, которые показывают, что когда родители говорят что-то плохое о своем весе, форме или внешнем виде в присутствии детей, это способствует росту неудовлетворенности собственным телом у ребенка», — отмечает Харт. Кроме того, по ее словам, дети начинают воспринимать свое тело как что-то, чего надо стыдиться, и о чем необходимо постоянно переживать.


«Вопреки популярному мнению, что чувство стыда за собственное тело мотивирует нас худеть, хорошо питаться и заниматься спортом, мы знаем, что на самом деле все обстоит совершенно не так, — продолжила она. — Люди, которые ценят собственные тела и то, на что они способны, едят больше овощей и фруктов, занимаются спортом и поддерживают свой вес в норме намного более эффективно, чем люди, которые постоянно не удовлетворены своим телом или стыдятся его».


Лучший способ избавиться от стыда и негативного отношения к телу — это научить детей относиться к нему с заботой и уважением, а в том случае, если этого недостаточно — обратиться к профессиональному психологу.

«Тебе надо постоянно пытаться изменить свое тело»

Помимо чувства стыда и неудовлетворенности, негативные комментарии могут привить ребенку мысль о том, что постоянное желание выглядеть не так, как ты выглядишь сейчас, нормально.

«Когда родители критикуют собственные тела, дети осознают, что быть постоянно недовольным собственным телом — это нормально», — говорит доцент Центра по изучению внешности при Университете Восточной Англии Эми Слейтер. Она отмечает, что частая критика родителей в адрес самих же себя за несоответствие каким-то стандартам убеждает детей в том, что желание постоянно быть стройнее или мускулистее вполне естественно.

Любые попытки сравнения собственного тела с телами других людей или образами, увиденными на телевидении или в кино, вряд ли вдохновят ваших детей на здоровый и активный образ жизни, а скорее укрепят в них убеждение в том, что их тела никогда не будут достаточно хороши.

«Тела, которые не выглядят определенным образом — плохие»

Когда вы начинаете проявлять недовольство собственным телом из-за того, что оно не соответствует определенным стандартам, у ребенка складывается представление о том, что тела можно разделить на две категории: «хорошие» (которые соответствуют стандартам) и «плохие» (все остальные).

Причем закрепить это убеждение помогают не только негативные комментарии (например, «У меня неподходящее тело для этих джинсов»), но и те, которые на первый взгляд кажутся позитивными («Она похудела, теперь так хорошо выглядит!»).


Вместо того, чтобы делить тела на «хорошие» и «плохие», с детства формируйте у ребенка убеждение в том, что существует огромное множество тел самой разной формы и размера, и все они одинаково прекрасны и заслуживают уважения и любви.


«Быть толстым — плохо и неправильно»

Эту установку мы нередко транслируем своим детям наравне с другими простыми правилами, вроде «врать — плохо» или «надо быть добрым». «Комментарии о том, почему вам или кому-то еще не следует что-то есть, потому что „из-за этого толстеют“, закрепляют мысль о том, что быть толстым — неправильно», — объясняет руководительница Национальной Ассоциации пищевых расстройств Клэр Миско.

Уберите из разговоров о теле высказывания о том, что «следует» и «не следует», откажитесь от осуждения чужого выбора и внешнего вида.

«Спорт нужен для того, чтобы сбросить вес»

Если ребенок регулярно слышит о спорте и здоровом образе жизни в контексте похудения или поддержания определенной формы, он рано или поздно начинает ассоциировать любую физическую активность исключительно с этими вещами, вместо того, чтобы видеть в спорте огромные возможности развиваться и получать удовольствие.

Чтобы избежать подобной ассоциации, родителям стоит разделять разговоры о спорте от разговоров о весе и размере одежды, а также преподносить детям физическую активность как нормальную часть жизни, такую же, как сон или пассивный отдых. Миско рекомендует родителям говорить с детьми о спорте как о еще одном способе проявления любви к себе и заботы о своем теле.

«Чем меньше ешь — тем лучше»

«Когда родители говорят о том, что они „ведут себя хорошо“, отказываясь от определенных продуктов, дети усваивают идею того, что воздержание от конкретных продуктов делает тебя „хорошим“», — говорит Миско.


Это может привести к нездоровой фиксации на диетах, еде и поддержании определенного образа тела. Клэр Миско советует родителям отказаться от какого-либо чувства стыда в вопросах еды. «Говорите о еде как об источнике питания и удовольствия. Еда никогда не должна ассоциироваться со стыдом или наказанием», — объясняет она.


Отношения с собственным телом начинаются у нас еще до рождения и продолжаются до самой смерти. Все мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми, красивыми и счастливыми, однако осуждение, упреки и критика здесь не работают — для того, чтобы они в будущем искренне хотели заботиться о себе, их надо учить этому с детства. Учить не стыду, страху стать «не таким» и осуждению всех, кто не вписывается в определенные рамки, а уважению, бережному обращению, принятию и вниманию к себе.

Мнения «Беги и не бойся». Письмо женщины, которая вышла из абьюзивных отношений
Найти в себе силы и уйти от обидчика, чтобы начать новую жизнь.